ГЛАВНАЯ
ВОРОБЬЕВСКИЙ
КНИГИ
ФИЛЬМЫ
ПРОДУКЦИЯ
Когда приезжаешь на Афон уже не первый год, находишь там собеседников, с которыми можно обсуждать самые острые вопросы. Даже тему масонства. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из новой книги «Незримые старцы».

Ю. Воробьевский



«МАСОНСТВО В СВЕТЕ ИСТИНЫ»

Эх, православная Греция! Уже к первой половине 1960-х годов двенадцать (!) премьер-министров страны были «вольными каменщиками». Когда премьер Папандреу прибыл с визитом на Афон, старцы кинота спросили его без обиняков: что означают публикации в прессе, утверждающие, что он является масоном? Тот ответил с улыбкой вопросом на вопрос: «А где вы видели премьер-министра не-масона?»

Старец Паисий на возмущенные вопросы своих духовных чад отвечал так: « - Сейчас вопрос заключается уже не в том, является ли данный человек масоном, - а насколько искренне он привержен всей этой идеологии. Сегодня, не будучи масоном, не станешь премьер-министром… Да даст им Бог покаяние и заберет их в иной мир».

К чести святогорцев надо сказать, что при слове «масон» они не лезут под стол и не пытаются иронически улыбаться, как чаще всего это бывает у нас в России. Более того, не так давно на Афоне была создана богословская комиссия, которая осудила масонство как антихристианскую систему.

(Совать ли свой нос за кулису? Отступление.

Помните, как Шерлок Холмс знакомится с доктором Ватсоном? Он говорит: «А я люблю совать свой нос в чужие дела»…

Как человек, немало писавший о масонах и других антихристианских силах, могу сказать о себе примерно то же. И я пытаюсь совать свой нос в то тревожное пространство, которое называют мировой закулисой. Меня за это критикуют. Такие, как Воробьевский, дескать, и придумали «теорию заговора». Так говорят и люди, называющие себя православными. Странно! Должны же ведь понимать, что главный заговорщик всех времен – не выдумка. Это диавол. И в его заговоре против Бога у него есть агенты в мире людей.

Посмотрите американский документальный фильм «Эндшпиль». Президент Буш-старший прямо говорит там о грядущем новом мировом порядке. И ещё возмущается: «Мы не потерпим все эти «теории заговора»»! Почему он так волнуется в связи с этой темой – понятно. На пресс-конференции президенту только что задали вопрос о его членстве в элитарной ложе йельского университета с весёленьким названием «Череп и кости»… А вот почему волнуетесь вы, мои православные оппонеты? Вам не понятно, что старец Паисий, например, был сторонником теории заговора!? Мне кажется, достаточно и тех высказываний, которые я привожу в этой книге. Например, его слова о том, что за ЕЭС стоит диктатура сионистов и что такую диктатуру мог только диавол придумать!.. Так что выбирайте, дорогие, чья позиция вам ближе: «черепушника» Буша или монаха, облечённого в афонскую схиму!

Человек, который боится увидеть, как заговорщики уничтожают его Родину; человек, который не желает уловить витающий вокруг запах серы, - легко может оказаться в стане предателей. А, между прочим, в Византии изменникам отсекали нос… Нет, лучше не лишаться столь важного органа).



Ученый иеромонах Евстратий из афонской лавры еще в конце 90-х рассказывал мне, как масоны стараются посеять смуту и даже раскол в Элладской Церкви. Приводил конкретные примеры на сей счет. *(См. «Наступить на аспида»). Он обратил мое внимание на то, что в Греции вышла книга – православный взгляд на современное масонство. И вот теперь она переведена на русский язык.

Итак, работа архимандрита Епифания «Масонство в свете истины». В ней даётся ответ на принципиально важные вопросы. Один из них – о вступлении людей, называющих себя христианами, в ряды «вольных каменщиков».

Знаете, как называют неофитов, например, при посвящении в 28-й градус? «На вопрос «всеведущего владыки»: «Кто так стучит в дверь храма», «брат истины» отвечает: «Церемониймейстер сопровождает чад тьмы, ищущих просвещения».

Иными словами: « - Кто стучится сильно так?» « - Это я, Иван-дурак».

А если серьёзно, то ученый архимандрит ужасается: «Значит, люди, крещёные во имя Святой Троицы, причастники даров Святого Духа – «чада тьмы»? и они «ищут просвещения»? Ужас!». Досточтимый мастер ложи спрашивает первого надзирателя, чего он просит для неофита. Тот отвечает: «Света!» На третий удар молотка «досточтимого» с глаз бедолаги снимается черная повязка. При этом возглашается: «Да будет Свет!»

Прозрел? Ну что ж? Теперь поцелуй Бафомета под хвост!

Между прочим, надзиратель ложи говорит о посвящаемом ещё и вот что: «…пусть пройдет, но пусть очистится водой». Христиане, оказывается, не только незрячи, они еще и нечисты! Вода крещальной купели не идет ни в какое сравнение с «очистительной» водой масонов!

К тридцатому градусу масон уже так мистически и гигиенически совершенен, что его называют «кадош». По-еврейски, это означает «святой» или «очищенный». Скромненько так.

- Будем знакомы: святой!

- Очень приятно: Принц Востока!

«Значит, - пишет архимандрит Епифаний, - и в масонстве есть «святые» и «очищенные»! Разумеется, таким «святым» и «очищенным» может быть и буддист, и еврей. Но христианин, даже самой святой жизни, если он не масон, является для них «скверным».

Теперь сосредоточьтесь. Слушайте мудрость, изрекаемую «мастером стула»: «Другим пунктом нашего учения является то, что все метафизические системы стремятся к достижению абсолютной реальности, но ни одна из них не может сказать, что обладает окончательной и полной истиной».

Стало быть, и христианство? Так как же после этого можно утверждать, что масонство и не антихристианское, и не сатанинское общество?

Да и чему удивляться?! Генеалогия-то ордена какова! В «Великих Конституциях» о ней говорится так: «Общепризнано, что масонство имеет двойное происхождение, во-первых, от средневековых обществ камнетёсов, которые генеалогически восходят, вероятно, к архитектурным обществам римлян, и, во-вторых, от неких философских или тайных религиозных обществ, которые, несмотря на все гонения со стороны Церкви, сохранили в Средние века и во времена Возрождения традиции некоторых восточных ересей». Откровенно!

В «Уставе 28-го градуса рыцаря Солнца» написано: «Был момент, когда казалось, что мистерии Митры дали бы Западу долгожданную религию. Но они были оттеснены и побеждены христианством. Но их учение сохранилось в некоторых ересях, смешанное с идеями манихеев, гностиков и каббалистов. Через них оно перешло в масонство. Рыцари Солнца являются хранителями всего истинного и правого, что содержится в этих преданиях».

Недаром масоны любят говорить, что на их алтарь свои дары принесли все религии и культы.

Все это, по справедливому мнению ученого архимандрита, говорит о том, что масонство является не просто мужским братством, не просто клубом для успешных людей, не просто филантропическим или философским обществом. Масонство – это религия со всем необходимым для этого набором атрибутов, включая ощущение собственной исключительности, попытки выявлении свойств Божиих и объект религиозного поклонения. Впрочем, серьезные масоны и сами не отрицают этого.

«По признанию видных масонов, Хирам является «как и Осирис, и Митра, Вакх, одним из бесчисленных воплощений Гелиоса»… Мало того, масоны кощунственно считают, что Хирам знал тайное Слово и сам был им!

Современное масонство, чьи основополагающие книги были написаны протестантскими священниками, от богословия пришло к диаволословию. Символично и то, что один из основателей Ордена был казнён за подделку ценных бумаг, и в итоге само масонство, вслух говорившее о своей христианской принадлежности, оказалось псевдохристианской подделкой. Что, и эта символика кажется вам натяжкой? Тогда приведу ещё один факт, который упоминает современный британский исследователь А.Пятигорский. В основополагающие 20-е годы XVIII века все основные решения по развитию лож масонские руководители, попивая кларет и порт, принимали в лондонской таверне под названием «Дьявол». Не знаю, как вас, а меня – впечатляет!

Впрочем, архимандрит Фотий (Спасский) ещё в XIX веке называл масонство религией антихриста. Больше добавить к этому нечего.

В своей новой книге «Незримые старцы» я, как это ни покажется странным, продолжаю тему «электронного концлагеря», которую начал в книге «Бедлам». Впрочем, где, как не на Афоне, который занимает наиболее непримиримую позицию по отношению к планам создания «прозрачного мира», размышлять об этом!

Ю. Воробьевский



«АНГЕЛ» ЛЕТИТ К ВАМ!

В ютюбе есть ролик Proof that Prince Charles is the Antichrist, в котором на 1:21 минуте сказано: "6 марта 1996 года по CNN принц Чарльз показал миру, что он и его два сына Вильям и Гарри, были первыми людьми, которые добровольно имплантировали микрочипы (RFID) в свои правые руки ".

Правда это или нет – отдельный вопрос. Для рекламы - не важно. Существенно то, что, представив себе названных джентльменов, наивные люди могут создать себе образ чипированного человека, который будет совершенно не соответствовать действительности. Итак, что это за респектабельный господин? Он не обременён ничем, даже ношением в кармане ключей от «Феррари» или банковской карточки. Как новый кочевник из пророчеств Жака Аттали, мистер-чип легко и беззаботно странствует по миру. Его влекут лишь выгода и приключения... Таков выдуманные образ.

А как на самом деле?

Первые эксперименты по чипированию сложных биологических объектов проводились, конечно же, на собаках. Относительно Америки уже были такие публикации. Кинологи в восторге: их пёсик не пропадёт, не убежит, не потеряется! Так и человек: никуда не денется от своего хозяина. Какого хозяина я имею в виду? Каждый «свободный» гражданин «свободного мира» прекрасно знает. И, получая кусочек бекона, виляет хвостом.

Второй этап экспериментов всегда проводится на социально незащищённых людях. Я уверен: первыми у нас чипировали не чиновников из аппарата Путина и не суперменов из группы Альфа, а людей, ещё более свободных - бомжей. Так что на данный момент чипированный джентльмен – это дурно пахнущий субъект. Он кочует не между Сиэтлом и Парижем, а между чердаком заброшенного дома и помойкой. В голове у него наверняка звучат корректирующие поведение голоса, ведь чип является передающим устройством.



На снимке видно, в какое место руки вживляется чип.

Фантазии, скажете вы? Но вот и пресса сообщает: «Впервые эксперимент по внедрению радиочастотных микрочипов был проведен Департаментом здравоохранения и социальных услуг США, с целью углубленного мониторинга и оказания помощи бездомному населению страны. В рамках процесса внедрения бездомные люди подверглись обязательной имплантации идентификационными микрочипами. С помощью такой имплантации социальные службы и полиция смогли отслеживать передвижения людей в реальном времени, удерживать бездомных от преступлений и вовремя предоставлять им лекарства и пищу».

Очень трогательно! А что дальше? Наше светлое будущее также показывает опыт США. Всё происходит ведь по единому сценарию. Так вот, количество людей, желающих обезопасить себя с помощью чипов, в Америке резко увеличилось после провокации 11 сентября. Компания «Прикладные цифровые решения», производитель миниустройства, известного под названием «Цифровой Ангел», не упустила такого подходящего момента и запустила продажу чипов. Такой же стимулирующий случай, когда придёт время, устроят и у нас.

Ведущий разработчик микрочипов доктор Питер Чу заклинает: «Цифровой Ангел станет связующим звеном между вами и электронным миром. Он станет вашим хранителем, защитником. Он принесет вам добро». Какое добро?

Американский режиссер Аарон Руссо, который был хорошо знаком с Ником Рокфеллером, за несколько месяцев до своей смерти в одном из интервью заявил: «Вся программа включает в себя создание всемирного правительства, где все люди имеют вживленный в тело микрочип радиочастотной идентификации (RFID). Все деньги будут находиться в этих чипах, наличных больше не будет. Если им покажется, что вы слишком экономите на налогах — они просто снимут деньги в цифровом формате. Если вы протестуете — они просто отключат вам чип, и у вас больше ничего не останется. Это то, что мне лично сказал Рокфеллер».

Такой вот «хранитель и защитник». Ждите. «Ангел» уже летит к вам!

Микрочип может быть имплантирован и в мозг. Политолог Татьяна Грачева пишет: «Каждый человек имеет присущую только его мозгу биоэлектрическую резонансную частоту, так же, как он имеет уникальные отпечатки пальцев. Используя различные частоты, тайный оператор, работающий с компьютером, может даже менять эмоциональную жизнь человека, вызывая агрессию или апатию. Точно также можно искусственно влиять на половую функцию человека. Можно контролировать не только сознание, но и подсознание. Человеку можно внушать даже мечты...

Эта секретная технология используется вооруженными силами в некоторых странах НАТО с 1980-х годов…

Заголовок статьи в «Коммерсанте» гласит: «Через 20 лет россияне будут щеголять наночипами, вживлёнными в мозг». В ней говорится, что через полтора десятилетия российские ученые внедрят нанотехнологии в человеческий мозг. Минпромэнерго утвердило программу развития электронной промышленности до 2025 года, согласно которой к этому времени предполагается… запустить в производство наноэлектронные устройства, обеспечивающие «беспроводной контакт мозга человека с окружающим миром».

Вот так. Возвратимся к бомжам. И задумаемся: беднягу уже нашли таким и начали над ним экспериментировать или, наоборот, он стал таким (т.е. проворонил свою квартиру, спился, потерял работу и семью) именно потому, что его «задолбили» звучащие в голове голоса? Я склоняюсь ко второму варианту. Эксперимент ведь должен доказать способность дистанционно превращать человека в животное.

Вы думаете, - преувеличение? Но говорил же ведь британский философ Бертран Рассел, что различие между людьми станет в дальнейшем таким же, как между видами животных. Главное вот в чём: всеми этими видами будет легко управлять.

«Не поднимают же овцы восстание против производителей мяса!?» – не без своеобразного юмора вопрошал лорд Рассел.

И еще. Скажите честно: вы что, всё ещё доверяете Российскому государству? (Или, тем более, стоящим над ним глобалистским структурам). Вы довольны оказываемой вам социальной помощью, развитием здравоохранения, размерами пенсии? Блаженный Августин говорил, между прочим, что при отсутствии справедливости государство является разбойничьей шайкой. Так вот: вам не кажется, что вас попросту хотят побыстрее сжить со света?

Если вы знаете кое-что о разработках Римского клуба и вам – «кажется», то вас не удивит то, о чём пишет исследователь В.Балашов: «Когда «железный бес» будет вживлен, то первое, что он сделает – это уничтожит силу воли человека, чтобы исключить возможность сопротивления. И Господь не станет запрещать ему делать это, так как… человек по собственной воле вживил его в себя и тем самым отдал сатане всю власть над собой, став не Божиим рабом, но – сатаны. После вживления микрочипа человек обречен. В частности, через микрочип можно воздействовать на подсознание человека, можно просто его уничтожить – вызвать острое нарушение мозгового кровообращения, остановку сердца или паралич органов дыхания…»

Но самое главное – не физическая гибель. Рассказывают случай, когда один паломник, грек из США, не смог сойти с парома на афонскую землю. Топтался у трапа и не способен был сделать одного шага! С ним происходило то же, что со святой Марией Египетской, которую удерживала невидимая сила и не пускала в храм… Тут и выяснилось, что этот человек носит в себе микрочип. Да, если он на берег Святой горы не мог сойти, то как же он войдет в Царство Небесное, которое прообразует гора Афон? Не получится ли так, что тот, кто получит чип, не ступит с корабля, то есть из земного путешествия по житейскому морю, в Вечную гавань?!

Скажете, понапрасну пугаю? Но вот и афонский старец папа Яннис говорит: «Мы – последнее поколение. Кроме печати, всё по Апокалипсису уже исполнено».

Отрывок из новой книги Юрия Воробьевского «Незримые старцы».


ПУСТЫНЯ МОСКВА…

Может быть, я и не запомнил бы приснопамятного схимонаха Антония, если бы тогда, в 1997 году, он не задал удивившего меня вопроса: «А в России есть пустыни? Сохранились ещё места, где можно спасаться?» Увидев моё недоумение (вам-то, афонцам, зачем?), добавил: «А то ведь могут настать времена, когда и отсюда уйти придётся…»

Что ж, есть такое предание: как только Иверская икона Божией Матери покинет Афон, он окажется затоплен. Водами Эгейского моря? Говорят, ещё Кусто определил, что мраморная громада Горы покоится на очень ненадежном основании. Что очередное землетрясение может опрокинуть её в глубокую впадину, расположенную у берегов Карули… Впрочем, волнение моря - лишь образ волнения мира. Гораздо опаснее те бушующие страсти, которые могут захлестнуть гладь духовного покоя… А тут ещё говорят, что Ватопед владел оффшорными компаниями на Кипре! Оффшор – означает «вне берегов». Неужели безбрежный океан мутной финансовой водички захлёстывает и Святую Гору!? Ладно, сейчас речь не об этом.

Пустыня, пустыня… Есть ли в России пустыни? Речь ведь не о нагромождении скал, не о море песка. Не о чаще леса. В духовном смысле – это место обитания рогатого… Может быть, когда мы впустили к себе красного беса, вся страна превратилась в пустыню? Скрываясь от зверств «видимых бесов», миллионы людей прятали своё прошлое, переезжали с места на место, меняли фамилии. Для некоторых их новые имена оказались «инициатическими»: взяв их, они родились к новой жизни. Стали незримыми для власти старцами. Одни - в горах Кавказа, где, скрываясь от вертолётов и милицейских собак, они по воздуху переходили ущелья. Другие укрылись в ещё большей глуши – в катакомбах больших городов.

Любой мегаполис – гигантская пустыня. Выйдешь на многолюдную улицу – ни души...

Почему все кругом говорят, что тяжело стало просто находиться в Москве? Что она вмиг «высасывает из тебя все соки»? Город великих святых!

Как не вспомнить старинное предание о том, как сонмы праведников выходят из Спасских ворот Кремля! Это событие зафиксировано в XVI веке. Оно вошло в «Никоновскую, (патриаршью) летопись» и связано с чудесным избавлением Москвы от нашествия татар. Через Спасские врата множество угодников Божиих крестным ходом выносят из погрязшего в грехе города икону Владимирской Божией Матери.

«Но в повести о Владимирском образе… св. Сергий и св. Варлаам обладают тем дерзновением ко Господу, которое даёт им силы стремиться навстречу светозарному исходу чудотворцев, умоляя их возвратиться в покидаемый город. Перед взором читателя совершается чудо: Божии угодники обращаются ликами к оставляемой твердыне и грозное знамение скорой гибели Московской Руси преображается в один из моментов Всенощного бдения: перед Кремлём, словно перед алтарём Русской земли, служится лития, и Суд Божий… сменяется торжественным возвращением в вымоленный и спасённый город».

Позднее такое же видение было благочестивым москвичам перед вхождением в город малого антихриста - Наполеона.

Может быть, в наши дни такой исход уже состоялся? Его, конечно, не показывали по телевизору… Кого же теперь ждать через Спасские врата?

Но если Москва - духовная пустыня… Если это место, где обитает диавол… То именно здесь и должны быть борющие его отшельники! Верю, что они есть. Знаю, что не только радиоизлучения и блуждающие токи незримо пронзают московскую атмосферу. Что поднимаются ещё к небу молитвенные дымки… Но нам, не умеющим молиться, трудно. Тяжко потому, что оказались рядом с эпицентром духовной битвы. Кругом свистят снаряды и рвутся бомбы, а мы – с голыми руками.



Итак, - о том, есть ли в Москве отшельники.

Знакомый батюшка, ныне уже почтенный старец, в 1976 году отправился в Липецкую область. Приехал в один небольшой городок. Нашёл нужный дом. Навстречу вышла пожилая женщина. Молодой иеромонах уже знал, что её зовут Мария. Знал он также, что ему нужно не в дом, а в крестообразную пристройку во дворе. Даже родственники Марии не догадывались, что эта сараюшка обитаема. И что Мария уже много лет носит туда кому-то пищу. Там жил схимонах Иоасаф, отшельник, чья судьба характерна не для Афона, а для Советской России. Отсидел «двадцатку». А потом ещё десять лет, никому не ведомый, подвизался в этой келье-пристройке. После явления ему Матери Божией, принимал людей. Какой «телефон» срабатывал? Как они находили этого «незримого» старца? Одному Богу известно. Рассказывавший мне священник даже сейчас не обмолвился об этом ни словом.

Старец сказал иеромонаху о злострадании.

« - Запомни:

Страдал Моисей,
Страдал Елисей,
Страдал Илия,
Страдаю и я…

Теперь повтори… Ещё раз… Ещё».

« - Батюшка, я запомнил уже».

« - Запоминай. Пригодится».

Продиктовал незамысловатый стишок и вскоре отошёл. Преставился буквально через месяц после этой странной, на первый взгляд, встречи. Старцу было девяносто четыре года. Незадолго до смерти Мария спрашивала его: « - Ты же знаешь, когда умрёшь?» Тот просто отвечал: «На Благовещение Матерь Божия скажет тебе». Так и получилось. Преставился он в «назначенный» день.

…Когда иеромонах прощался с отцом Иоасафом, тот благословил его: «Из Москвы никуда не уезжай!»

« - Так, - говорит батюшка, - я и стал привыкать жить в этой тайге».

Бог весть, сколько таких «незримых» старцев было и есть в России! Лишь иногда становится известной сокровенная «генеалогия» их духовной преемственности. Лишь издалека слышим мы звонок связывающего их молитвенного «телефона». И только догадываться можем о том, какое сокровище передаёт своему послушнику умирающий подвижник.

Не будем зацикливаться на вопросе – был ли схиепископом Николай (Гурьянов). Не будем гадать – жива ли ещё настоящая катакомбная Церковь. Не надо вникать в тему тайных постригов, которые не поощряются священноначалием, но продолжаются…

Всё это – тайна, до которой не стоит докапываться. Это поразительная по своим результатам тайна дыхания России – в безвоздушном пространстве мировой пустыни.

В начале 2013 года выйдет моя новая книга об Афоне. Она будет называться «Незримые старцы». Фрагмент из нее предлагаю вашему вниманию.

Ю. Воробьевский



СЕМЕРО НЕЗРИМЫХ

Дело было вдалеке от Афона. В одном маленьком и бедном молдавском монастырьке пожилая монахиня показала молодому паломнику старую гравюру. Остроконечная гора, а от нее исходят сияющие лучи. Это излучение афонской святости как будто коснулось тогда его сердца… Старец кельи Кукувино иеродиакон Силуан рассказывает нам о своем пути на Афон и время от времени поглядывает на вершину. Гора из окна его кельи – как на ладони…

Она красива – на ее подножие словно наброшена медвежья шкура побуревшего осеннего леса; из этой «шкуры» вырывается белый мраморный пик, лучи утреннего солнца делают его теплым, розовым. Но вот - откуда ни возьмись – появляется маленькое облачко. Оно растет, цепляется за острие Горы. Останавливается. Начинает клубиться. Ну-ка, ну-ка! Наводишь объектив видеокамеры, приближаешь картинку, смотришь – и не можешь оторваться. Облака то струятся по стремнинам наподобие каких-то невиданных молочных рек, то наслаиваются одно на другое, застревая на пике. Потом ветер сносит наконец этот многослойный пирог, и он величаво плывет над морем.

Мощная красота вершины кажется неприступной. Необитаемой. Однако это не так. Мы сами только что спустились оттуда и наверняка сейчас цепочка неведомых нам паломников трудолюбивыми муравьями ползет вверх…

Но где-то там, в скалах, есть и другие обитатели. Их называют незримыми старцами. *(См. главу о незримых старцах в моей книге «Наступить на аспида»).

В конце XIX века библиотекарь Пантелеимонова монастыря отец Пантелеимон записал некоторые свидетельства о них. Где-то около 1835 года охотники ловили диких коз под Афоном. Однажды на заре, проходя по стремнинам, наткнулись на одного нагого старца, вышедшего из почти незаметной пещеры. Удивленные необычной встречей, они завели разговор:

- Благослови, отче.
- Бог благословит.
- Как поживаешь?
- Благодарение Господу, - ответил старец и спросил: - Как пребывает Святая Гора?
- Благополучно после поганых турок.
- Каких турок? - спросил старец.
- Как каких? Тех, кои жили на Афоне, вследствие восстания греков.
- Какого восстания?
- Разве ты не знаешь, что мы, православные, 10 лет проливали кровь свою, чтобы свергнуть иго турецкое?
- Нет, не знал. Нас здесь семеро, - мы никуда не ходим, и не знали об этом.
Придя потом в скит святой Анны, охотники рассказали там о виденном. Тогда собрались многие отцы, и, позабыв про старость и немощи, подняв свои мантии, бегом пошли искать старца. Но – безрезультатно. Говорили, что это те самые сокровенные подвижники, числом семь, коих причащал известный духовник Христофор, живший в Яннокопуло. Несколько десятилетий спустя отец Арсений, лесничий Великой Лавры, встречал некоторых сокровенных старцев, но об их местожительстве он никому не хотел сказать, сколько его не убеждали. Лишь однажды нарушил он тайну.

Один русский пустынник, схимонах Макарий, живший в пещере на Керасии и скончавшийся в 1888 году, рассказывал об этом так.

Перед Пасхою 1861-го года пришел к отцу Макарию отец Арсений и спросил: есть ли у него что к Празднику? Тот сказал что ничего нет. Тогда о. Арсений сказал: в эти дни приходят в лавру каюки (судна) с одного из островов с маслом, сыром, яйцами и прочим; сходи, запасись снедью.

Когда же о. Макарий сказал, что у него и денег нет, то он обещал заплатить своими: одним словом, уговорил его идти с ним. По дороге о. Макарий спросил: раз ты столько лет состоишь лесничим, а раньше был сардаром и чабаном, то, вероятно, знаешь кого-нибудь из отшельников, который живет сокровенно.

Отец Арсений замялся. Ему не хотелось открыть тайны, но и не хотелось огорчить старца-друга. Тогда он ответил: Если возьмешь грех клятвы на себя, то скажу! Монах Макарий пообещал: когда увижу сокровенного старца, то первым делом скажу, что это я виноват.

По дороге из молдавского скита Кукувино к лавре, лесничий на полпути свернул с дороги и повел его непроходимыми местами, объясняя, где живет отшельник, и как его найти. Только он сомневался, чтобы его спутник смог спуститься в ту пропасть. Так они подошли к самому обрыву. Обрывистые скалы опускались с трех сторон вниз отвесно, наподобие гроба.

Лесничий сказал: Вот, если можешь спуститься, то полезай; когда доползешь до площадки, смотри вправо под скалу и там найдешь жилище!

Отец Макарий начал спускаться. Уже позже он осознал: как ни трудно лазить по скалам вершины Афона при собирании неувядаемых цветов; но здесь было несравненно труднее.

Сначала ему мешали башмаки, и он сбросил их вниз. Потом в пропасть полетел и подрясник. Наконец монах приблизился ко дну. Осмотревшись, он заметил каливку и сидящего старца. Когда тот завидел человека, перекрестился, плюнул, скоро зашел в свое убежище и заперся.

Предупрежденный о. Арсением, что отшельник знает кроме греческого, болгарского и русского языков еще турецкий и французский, отец Макарий, подойдя к келье, начал творить молитву и стучаться в дверь.

Отшельник долго не отвечал.

Отец Макарий понял: тот принял его за беса и начал убеждать старца, что он христианин и монах.

- Что тебе нужно? - спросил наконец отшельник на чистом русском языке.
- Я пришел посмотреть на тебя!
- Кто тебя привел сюда - Бог или бес?
- Бог, - ответил о. Макарий.

Отшельник не принимал и упрашивал непрошенного гостя, чтобы он ушел. Отец Макарий отвечал одно - что он умрет у кельи, но не уйдет. При нем же не было ни одежды, ни хлеба.

- Какой ты беспокойный и упрямый человек, - я таких не видал! - удивился отшельник.

Пришелец все просил, чтобы тот открыл ему дверь.

- О, я знаю, кто тебе сказал, - проговорил старец, - негодный он человек!
- Не вини его старче, я виноват!
- Уйди отсюда, прошу тебя, уйди!
- Не уйду, - просижу у дверей твоих до Пасхи и умру здесь. Не уйду, не увидав тебя!
- Прочти "Богородицу", - наконец сказал старец, и когда тот прочел, отворил дверь и сказал: Ну, что ты от меня хочешь?
- Благослови, отче, - сказал о. Макарий, и упал старцу в ноги.
- Бог благословит, - ответил тот, и сев на пороге, пригласил своего гостя сесть. Прошло около часу времени в молчании, и, вставая, сказал старец: Ступай откуда пришел!
- Мне хотелось, отче, услышать от тебя слово на пользу, - умолял о. Макарий.
- Какое скажу тебе слово? Я человек грешный, и ничего не знаю больше. Ты видишь, живу как змея, которая прячется от людей в нору. Так и я живу в этой норе.
- Ну все-таки что-нибудь знаешь, а может, мне бы послужило на пользу, если скажешь.

Видя простоту и неотступность о. Макария, старец спросил:

- Где живешь? Кто твой духовник?
- Живу в пещере на Керасях, и духовник отец Нифонт на Кавсокаливии.
- Рукоделие твое какое?
- Делаю ложки.
- Какие?
- Простые и с "благословением" - с вырезанной благословляющей рукой.
- Ну вот, если хочешь меня послушать, то не делай ложек с "благословением".
- Отчего же так? Эти берут лучше в Руссике и в Серае (Андреевском скиту – Ю.В.).
- Пусть так, но ты не делай.
- Не знаю, - сказал задумчиво о. Макарий, - вот в Руссике есть опытный духовник отец Иероним, а он - ничего, берет и с "благословением".
- О, Иероним, - заметил старец, - опытный духовник в управлении братией своей, но в распознание тонких вещей он не входит, а потому и не видит, что таких ложек делать не нужно, ибо они могут попасть в руки неверных или еретиков, которые могут надругаться над изображением благословения.
Да и в православном семействе ложка - не икона и не крест. Может отцом отдаться ребенку, поступить ему в забаву и попираться вместе с бездельными вещами, а между тем на этой ложке два креста - один изображается благословением, а другой ты вырезаешь на поручах.
Следовательно, два креста будут попираемы, а это грех!

Отец Макарий обещался с этого времени не делать ложек с "благословением"…

Ему хотелось еще что-нибудь расспросить у старца, но он не знал что и как спросить.

Наконец задал вопрос:
- Ты, отче, из какого рода?
Старец уклончиво отвечал:
- Я из всех родов.
- Может ты русский?
- Нет, из болгар.
- Отчего ты знаешь так хорошо по-русски?
- Я жил на Морфине у русского старца иеромонаха. Еще жил в скиту Святой Анны, в Кавсокаливии и на Провате, - одним словом обошел разные места, и, наконец, Господь открыл мне это святое место. Я живу здесь 16 лет.
- А сколько лет ты жил во всех тех местах?
- Думаю, более 80 лет, - и как прибыл на Афон, никуда не отлучался.
- А сколько лет тебе от роду?
- 118 лет.
- Чем ты питаешься и откуда берешь одежду и все прочее?
- У меня жив еще побратим (по постригу от одного старца), игумен на одном острове, и он мне доставляет все необходимое, приезжая на каюке каждые три месяца.

В заключение отец Макарий спросил, не позволит ли он ему еще когда-нибудь придти. Тот отвечал, что если и решится он на это, то не попадет к нему. С тем и расстались.

И точно. Покусившись пойти через какое-то время к старцу, он изодрал всю одежду о непроходимые колючие кустарники, сбил башмаки, но места того не нашел.

Через год он опять попросил зашедшего к нему отца Арсения довести его к этому месту. Тот исполнил его желание, и монах Макарий с теми же трудностями спустился к каливке старца, но в живых его уже не застал.

Свежая могилка с крестом свидетельствовала о его кончине, а похоронил его, вероятно, приезжавший к нему побратим.

Поскорбев, что не застал старца, он пошел к морю, в которое быстро бежит ручей, начавшийся около сокровенной каливки. Там при устье потока стоял белый крест, служивший знаком для приезда с острова игумена...

Дошла до нас и история о неком болгарине, именем Иаков, подвизавшемся долгие годы в послушании у одного строгого и богобоязненного старца-грека в Свято-Троицом скиту Кавсокаливия. Этот послушник, ревнуя о духовных подвигах, постоянно приходил по ночам в соборный храм — кириакон — и часами молился там в нартексе перед иконой Святой Троицы.

И вот однажды ночью — а тогда было полнолуние — он увидел следующее: открылась дверь и в нартекс вступил благолепный пустынник, совершенно нагой, с длинными, белыми как снег, волосами и бородой. Старец поднял десницу и крестным знамением осенил запертые на замок внутренние двери. Они сами собой отворились. Таинственный незнакомец вошел в церковь, с благоговением облобызал иконы, а спустя некоторое время покинул кириакон и стал удаляться по тропинке, ведущей к скиту Керасия (причем, когда пустынник выходил, внутренние двери храма опять пришли в движение и сами закрылись).

Потрясенный увиденным, послушник тайком последовал за старцем. Они поднимались все выше и выше, миновали Керасию, достигли известной всем афонитам развилки с крестом и, повернув направо, начали восхождение к вершине Афона. Дойдя до кельи Панагия, отшельник вошел внутрь. Иаков ускорил шаги, догнал старца и, бросившись ему в ноги, со слезами на глазах умолял оказать милость и оставить его при себе послушником.

— Чадо, тебе не понести этого подвига, — отвечал старец. — Без благодати Божией вынести тяжесть жизни на месте сем невозможно. Возвращайся к своему старцу, пребывай у него в послушании, и спасешься. И знай, что Господь скоро заберет тебя из этой жизни.

Подвиг, который трудно понести, - это конечно, не только строжайший пост и зимние холода высокогорья. Главный подвиг – это нескончаемая духовная битва, которая ведется в пустыне.

(Отступление об Идолио.

Керасия, кажется, самое высокое место на Афоне, где обитают известные нам отшельники. Она находится на высоте примерно 800 метров. Немного выше Керасии находится место, посещать которое без особого благословения не рекомендуется. Огромная живописная скала, называемая греками Идолио, то есть Идол. Здесь находится древнее языческое капище.



(На Афоне известны несколько капищ, датируемых 6-4-м тысячелетием до РХ. Об одном из них, находящемся рядом с Великой Лаврой, я писал в книге «Наступить на аспида», оно показано также в одноименном видеофильме).

Описания Идолио, составленные участниками экспедиции портала isihazm.ru (фото с этого портала мы приводим), таковы. По мере приближения к капищу, тропа окутывается туманом. Здесь уже – высота, на которой мы входим в облачность. Это делает подход к страшному месту особенно тревожным. Все тело пропитывается холодной всепроницаемой влагой, а в душу закрадывается страх.



На перекрестках сходящихся к Идолио тропинок, - кресты. Они словно дорожные знаки: выход нечистой силе из ущелья запрещен...



На капище находится огромный каменный квадрат, примерно два на три метра. На нем приносили человеческие жертвы. По бокам этой цельной мраморной плиты выточены стоки для крови, которая стекала в огромную каменную чашу.





Здесь всеми фибрами своей души чувствуешь: темная энергия никуда отсюда не ушла. Кажется, от ужаса даже деревья вокруг сохнут... Сюда приходят лишь воины Христовы – отшельники - сразиться с нечистой силой, дать бой диаволу в самом его логове. Такова духовная традиция: многие афонские обители, в том числе и основанная преподобным Афанасием Лавра, - основаны на месте древних капищ. Так что каждый такой монастырь – это еще и символ духовной победы православия).

- Да, - задумчиво говорит отец Силуан, - они полностью отрешились от мира, чтобы их чистая молитва удерживала мир. Эти анахореты обладают особым Божиим даром – быть незримыми. Люди не должны их тревожить. Видят их лишь избранные. В наши дни - старец Паисий…

Недавно была сделана интересная видеозапись. Ученик геронты Паисия иеромонах Афанасий Симонопетрис рассказывает, как пришел однажды к честному отцу на келью Честного Креста с тем же самым вопросом – о незримых старцах.

- Он был один, – говорит отец Афанасий - Я очень обрадовался этому. Дело было на Пасху.
- Геронда, я хотел спросить, существуют ли незримые старцы? Вы не знаете?
- А что, разве Дух Святой не тот же? Разве Бог не тот же?! Разве что-то изменилось? Почему им не быть? - Так значит, существуют?! Вы знаете? - Если тебя спросят, то говори, что они существуют...
- Рассказывали, как в Святой Анне видели двенадцать старцев, в Малой Анне говорили, что их девять.

Старец Паисий ответил:

- Нет, их семеро. Ну, ладно, давай, иди. Аде-аде, иди-ка отсюда...
- А где они?
- На вершине Горы.
- Кто-то их видел?
- Никто... Они имеют особый дар от Бога и молитву такую, что их никто не видит. Их всего семь. Они могут быть рядом с тобой, но ты их не увидишь. Поэтому их называют невидимые. Это не аллегория. Но, все - уходи!
- А что они едят зимой?
- Если они совершенно нагие зимой, без одежды, то что за проблема им пропитаться чем-то в зимнее время?! Ладно, иди - иди, все уже! *(В книге монаха Иосифа Дионисиатиса "Старец Арсений Пещерник, сподвижник старца Иосифа Исихаста" есть интересные воспоминания старца Арсения. «Как-то ночью,– рассказывает он,– из Святой Анны мы босые пошли по снегу к своей каливе. Как только отцы скита увидели следы, тотчас ударили в колокола кириакона. Поскольку не было никакого праздника, скитяне прибежали в храм узнать, что случилось и почему звонили в колокола. Тогда какой-то монах говорит им:
– Наконец-то мы нашли нагих подвижников. Вот их следы. Пойдемте по их стопам, чтобы узнать, где они живут.

Они поднялись и пришли к нашей пещере. Повелительным тоном спрашивают нас:

– Где скрылись нагие подвижники?».

Отец Арсений со своей добродушной простотой отвечает им:
– Какие нагие подвижники?
– Вот они дошли до этого места, вот следы их ног!
– Эх, отцы, это мы прошли. Здесь нет никаких нагих.
– Да это не вы! Здесь есть нагие подвижники!

И действительно, это было совершенно невероятно, потому что, как известно, ноги на холодном снегу неизбежно будут обморожены. Но двое подвижников, один верой в Бога, а другой послушанием Старцу, жили превыше законов естества».

Этот рассказ можно было бы считать просто описанием любопытного недоразумения, если бы не сам факт святой веры агиоритов в существование нагих подвижников).

- Нет-нет!- Аде, давай-ка, все, больше не буду говорить.
- Нет, еще один вопрос...
- Какой ты любопытный! Бог не желает их явить миру...
- Я не уйду, пока вы не скажите что-то поточнее...
- Хорошо… Вот тайна. Я знаю только четырех... Каждые пять лет я вижу одного из них... Они приходят сюда как раз в это время, на Пасху... Больше пока не могу сказать... Приходи перед моей смертью, и я тебе открою больше. Сейчас не могу.

Я пришел, говорит отец Афанасий, за месяц до кончины Старца, но он сказал, что Бог не захотел явить этих отшельников миру...



Сам старец Паисий писал, как заблудившись по дороге к скиту Святой Анны, он встретил отшельника, лицо которого буквально сияло: на вид лет семидесяти, на нем был подрясник из материала, похожего на парусину или брезент, весь выцветший и изорванный. Дыры в этом одеянии зашпилены острыми щепками. На его шее висела толстая цепь, державшая на уровне груди шкатулку. В ней, по-видимому, находилась какая-то святыня!

Прежде чем я успел задать вопрос, отшельник сказал:

- Дитя мое, эта дорога не ведет к Святой Анне, - и показал мне другую тропинку.

Внешний вид его был как у святого!

- Где ты живешь, старче, - спросил я пустынника.

- Там где-то, - показал он рукой на вершину Афона…

Конечно, тут дело не в поиске тропинки. Само явление святого старца - немногословное и чудесное наставление на путь истинный.

Судя по словам геронды Паисия, сей удивительный отшельник повстречался ему именно тогда, когда он искал духовного наставления. В своих поисках отец Паисий так долго ходил неприметными тропами, что сбился со счету – какой сегодня день. На этот вопрос анахорет ответил ему, достав из своей сумки палочки с зарубками.

В жизнеописании старца Паисия есть такой эпизод. Старец сидит на обочине дороги и беседует с одним паломником. Мимо, буквально в двух метрах, проходит большая группа, которая явно направляется к келье старца - и что же? Проходят, не замечая сидящих. Собеседник старца Паисия свидетельствует, что в тот момент они были незримы для остальных. Видимо, и геронта обладал таким удивительным даром, но редко пользовался им. Господь открыл его для утешения людям. Сделал ЯВНЫМ старцем.

Вершина, вершина! Видимо, те лучи, которые исходят от нее на старинной гравюре, - не просто образ.

Итак, предание связывает незримых старцев с афонским пиком. Именно туда, получив повеление от Матери Божией, направил свои стопы и святой Максим Кавсокаливит.

Дважды - босой, с молитвой, вопреки страхованиям со стороны мириадов демонов, которые собрались у него на пути чуть ли не со всей Вселенной, - поднимался он на вершину. И, наконец, получил от Матери Божией хлеб, вкушение которого тут же наполнило его сердце бурным кипением умной молитвы. После этого он способен стал видеть во мраке ночи и даже летать... по воздуху. (Трезвенное созерцание. М., 2003. С. 82, 85).

Не от них ли, от этих семи, принявших ангельский образ, пришло откровение, которое посетило и будущего геронту Иосифа Исихаста?!

Ведь в тридцатые годы он на всем Афоне не мог найти ни одного греческого монаха, который указал бы ему путь к умному деланию.

Два года молитв, безутешных слез, которые превращали в грязь землю у его ног… И вдруг с ним произошло… нечто. В тот день он молился, глядя на вершину Афона. В какой-то момент неожиданно оттуда как будто донеслось некое дуновение. И умная молитва пришла к нему.

Приобретя мистический опыт, старец Иосиф обосновался в скиту Малая Анна. Маленькая келья, как и в глубокой древности, помогла возродиться большим монастырям, киновиям. Вышедшие отсюда ученики Иосифа Исихаста стали их игуменами и духовниками – от Афона, до американской Аризоны…

Афонский опыт формулирует закон, который всякий раз помогает преодолеть духовное запустение: ангелы помогают анахоретам, анахореты помогают киновиатам, а киновиаты помогают людям…

Есть старцы! Есть! Сказанного достаточно. Лично мне совсем не обязательно искать те самые укромные пещеры, где подвизаются семеро неизвестных. Интересующихся полу-духовной спелеологией и полу-молитвенным скалолазанием адресую к порталу isihazm.ru. К описаниям экспедиций, члены которых уверяют, что загадочные пещеры были ими найдены и что по целому ряду признаков они являются обитаемыми и в наши дни.

Может быть, так оно и есть. Может быть, и нашли. Спаси их Господи. Во всяком случае, отважные скалолазы обнаружили труднодоступные пещеры, в которых подвизались вполне конкретные и персонально известные анахореты – Илларион-Грузин и Пахомий-Серб.

… - Когда мы восстанавливали Кукувино, - рассказывает иеродиакон Силуан, - вечерами, усталые, садились на лавочку рядом с храмом, молились и смотрели на вершину. И словно с этой вершины Кто-то посылал нам силы.

Мы, афонские паломники, уже сами поняли это: палимые солнцем и измученные, поднимаясь на вершину, держались только за Иисусову молитву. Подъем оказался самой длинной молитвой в жизни для каждого из нас. И – откуда только силы брались!

Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго…

Материалы к книге «Незримые старцы»
«МАСОНСТВО В СВЕТЕ ИСТИНЫ» Фрагмент книги "Незримые старцы".

«АНГЕЛ» ЛЕТИТ К ВАМ! ЧИПИРОВАНИЕ. Фрагмент книги "Незримые старцы".

ПУСТЫНЯ МОСКВА… Фрагмент книги "Незримые старцы".

СЕМЕРО НЕЗРИМЫХ. Фрагмент книги "Незримые старцы".