
Несколько лет назад пресса сообщила: солист Boney M Бобби Фаррелл 29 декабря был обнаружен мертвым в гостиничном номере Санкт-Петербурга. Он умер в тот же самый день и в том же самом городе, где когда-то был убит Григорий Распутин. Бобби было 61 год. Смерть наступила буквально в квартале от того места, где убили Григория Ефимовича.
Помните сверхпопулярную в СССР кощунственную песню Rasputin? Поневоле подумаешь: не надо было тебе, негр полудикий, лезть со своими хамитскими приплясываниями туда, куда не нужно. *(Коммерческое использование имени Григория Распутина в некоторых торговых марках началось на Западе в 1980-е годы. На сегодняшний день известны:
Водка Rasputin. Производится в различных видах компанией Dethleffen в г. Флексбург (Германия).
Пиво «Old Rasputin». Производится компанией North Coast Brewing Co. (Калифорния, США).
Пиво «Rasputin». Производится компанией «Brouwerij de Moler» (Нидерланды).
Сигареты «Rasputin black» и «Rasputin white» (США).
В Бруклине (Нью-Йорк) существует ресторан и ночной клуб «Rasputin».
В Энсио (Калифорния) существует магазин «Rasputin International Food», пользующийся большой популярностью.
В Сан-Франциско (США) существует музыкальный магазин «Rasputin»..
В Торонто (Канада) существует известный водочный бар Rasputin.
В г. Росток (Германия) существует универсам Rasputin.
В г. Андернах (Германия) существует клуб Rasputin.
В г. Дюссельдорф (Германия) существует крупная русскоязычная дискотека "Распутин".
В Москве существует мужской клуб «Распутин».
В Москве также издаётся мужской эротический журнал «Распутин», выходящий один раз в месяц на русском и английском языках.
Короче, везде где «Распутин» - бабы, водка и курево.
В Санкт-Петербурге в торгово-развлекательном комплексе «Нептун» с середины 2000-х годов действует интерактивное шоу «Ужасы Петербурга», главным героем которого является Григорий Распутин. Рекламный лозунг шоу — «Распутин не шутит!»
В Петербурге же расположен салон красоты «Дом Распутина» и одноименная школа парикмахерского искусства, а также - хостел Распутин»).
* * *
17 октября был опубликован Высочайший Манифест, но успокоения не наступило. В те тревожные дни в жизни Царя и Царицы произошло событие, которое окажется судьбоносным. В своем дневнике 1 ноября 1905 года Государь как всегда скупо запишет: “Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губернии”…
Я получил благословение писать этот очерк в расчете на тех, кто уже знаком с основными аргументами полемики. Поэтому не буду вдаваться в подробности. Не считаю также нужным выстраивать факты в какой-то новой конфигурации. Постмодерновская “игра в бисер” не для нас. Мне хочется передать ощущение, которое возникло в ходе работы над этой темой. Суть его вот в чем: сам Распутин (абсолютно достоверных сведений о нем, кстати, — на удивление немного) и его ставшее нарицательным имя — две разные величины. У Григория Ефимовича не просто был двойник. Он существует до сих пор. Его “плотью” стала ложь, а “кровью” — типографская краска.
К сожалению, история, которую мы изучаем со школьной скамьи, густо населена подобными фантомами. Здесь прекраснодушный мечтатель Циолковский и защитник угнетенных Карл Маркс, правдолюбец Лютер и добрый доктор Парацельс… А они были не такими. По крайней мере, далеко не только такими. Бесшумными тенями вошли в историю эти имена. Но где же сами люди?
Слава Богу, в последнее время от имени Столыпина отвязали “столыпинские галстуки”, а от имени Ленина подальше отвели детей, которых он якобы любил гладить по головке в Горках... Но, с другой стороны, сочинители ересей Владимир Соловьев, Николай Бердяев и о.Сергий Булгаков продолжают ходить в “наших богословах и выдающихся религиозных мыслителях”, а царь Иоанн Грозный — в “темных исторических личностях”.
Православные люди должны знать историю лучше других, потому что для них она озаряется Солнцем Правды. Это Солнце всегда в зените, и в Его свете тень-двойник исчезает.
Черный автомобиль
Ненастной осенью 1916 года несколько ночей подряд в Петрограде происходило нечто непонятное. На большой скорости центр города пересекал черный автомобиль, из которого раздавались револьверные выстрелы. Стреляли по случайным прохожим. Были раненые. Редкие очевидцы якобы видели за стеклом машины лицо в черной маске. Ревущее авто мчалось через Марсово поле, Дворцовый мост и исчезало в неизвестном направлении.
Из какого ада вылетал зловещий “мистер икс”? Из какого богемного морфинистского салона? Из какого ресторанного кабинета? Из какой квартиры террористов?
Удивительно: первые газетные сообщения о происходящем особого впечатления на публику не произвели. Тлен воюющей столицы каждый день выделял столь мерзкие миазмы, что порог чувствительности был уже запределен.
И вдруг о черном автомобиле заговорили все. Что произошло?
Добавилась одна деталь. Сработала магия одного имени. Об этом писала Н. Тэффи:
“— Это распутинское дело. Это его рука, — приговаривали рассказчики.
— Да при чем же он здесь?
— Ему все черное, злое, непонятное выгодно. Все, что сеет смуту и панику. Перед теми, кто ему нужен, он сумеет объяснить все для своей выгоды”.
Имя Распутина пресса полоскала уже долго. Впрочем, сначала склонная к экзальтации столичная публика наделила его сиянием святости. Но вдруг для тех же людей нимб моментально погас. Имя получило отсвет красного бархата ресторанных кабинетов. Свет сменился мраком безудержного разврата. Тут демонизированное имя стало приобретать и политическую окраску. Россию убедили, будто ею, меняя министров по своему усмотрению, правит недобрый, полуграмотный мужик из далекой Сибири. Что достаточно корявой записочки, начинающейся магическим заклинанием “милой дорогой” — и все моментально решается в угоду злой воле. Наконец, после военных неудач, приписали ему чуть ли не шпионаж в пользу Германии. Вышитая царицей голубая распутинская рубаха стала знаком их соучастия в измене.
Все эти краски смешались, и к 1916 году в большинстве умов имя стало мутновато-черным. Даже полицейские агенты внешнего наблюдения называли Григория Ефимовича в своих отчетах — “Темный”… Позднее эта краска пригодится сотрудникам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, призванным “разоблачить” Распутина. Сам этот отдел назовут таинственно-романтически: “Обследование деятельности темных сил”. Итак, мрак ночи — черный автомобиль — темные силы. Все как в страшной сказке про “темных исторических личностей”.
В 1910 году Распутин, известный Петербургу уже несколько лет, начал вызывать возмущение вдруг — как по команде. Действительно, команда была. Товарищ обер-прокурора Синода князь Жевахов писал, что Распутин не оправдал надежд “интернационала”: не только не изменил царю, но и выдал ему изменников. Тогда и стала меняться окраска имени: “Слава Распутина как “святого”, была нужна для того, чтобы вызвать к нему доверие Государя и Императрицы; противоположная слава была нужна для обратной цели, для того, чтобы опорочить Священные Имена”. (Жевахов Н. Воспоминания, Т. 1, М., 1993).
Бурная компания прессы последовала за решениями ассамблеи европейских лож в Брюсселе. Об этом прямо писал известный масон М.В.Родзянко в своей книге “Крушение империи”. О том же свидетельствует и работа Б.Николаевского “Русские масоны и революция”. На брюссельском форуме говорилось о том, что образ Распутина может быть использован как средство осуществления в России революционных планов и что под его разлагающим влиянием русская династия не продержится даже двух лет. Соответствующие инструкции, как пишет О.Платонов, в 1909—1910 годах получал из-за рубежа Верховный Совет российских масонов.
Нет нужды обвинять бульварную прессу. Она лишь ищет сенсаций и выполняет заказ. Кто очернил имя Распутина на самом деле? Кто отделил его от реального человека? Те, кто сами уже “сделали себе имя”. Гучков, Львов, Чхеидзе, Некрасов, Амфитеатров, Джунковский, Маклаков, Керенский, Дм. Рубинштейн, Арон Симанович… *(О.Платонов пишет: «…хотелось бы особо поведать о дальнейшей судьбе и «трудах» Арона Симановича, который, как и Митька Рубинштейн, принадлежал к масонским ложам, выполняя их указания... Снова имя Симановича всплывает в Париже уже в документах французской разведки, датированных 1929 гордом. В документах… отмечается, что в Париж Симанович прибыл из Берлина в 1924 году. Рассматривается он как темная личность, подозреваемая в шпионаже.
Есть много оснований утверждать, что книга, именуемая воспоминаниями А.Симановича «Распутин и евреи», выполнена по прямому заданию масонских конспираторов с целью дискредитации памяти Царской семьи и ее окружения.
Я внимательно изучил эту книгу, проверял «факты», приведенные в ней, до достоверным источникам, и должен сделать вывод, что большая часть сведений, приводимых в ней, выдумана, а остальные основаны на сплетнях и слухах» (подробности автор приводит в книге Пролог цареубийства, М., 2001).
Но что же объединяло этих различных людей? Масонское “братство”! Остальные лишь повторяли за ними, и им было имя — “легион”.
Очернение стало беспрецендентным. Оно намного превзошло масштаб нападок на протопресвитера Иоанна Сергеева. Его, прославленного ныне в лике святых Иоанна Кронштадтского, тоже ведь обвиняли и в разврате, и в создании секты, и в корыстолюбии. Дело было, конечно, не в дорогой шелковой рясе, которая мозолила глаза недоброжелателям. Дело было в близости священника к императору Александру III. Страшна для врага связь царя и праведника!
Царь и праведник. Отступление.
“Царь Алексей Михайлович держал во дворце стариков, имевших по сто лет отроду и очень любил слушать их рассказы о старине. Это были так называемые верховные (придворные) богомольцы, весьма почитаемые за их благочестивую жизнь и древность лет. Они жили подле царских хором в особом отделении дворца и на полном содержании и попечении Государя. В длинные зимние вечера Государь призывал их к себе в комнату, где в присутствии Царского Семейства они повествовали о событиях и делах, проходивших на их памяти, о дальних странствиях и походах. Особенное уважение Государя к этим старцам простиралось до того, что он нередко сам бывал на их погребении… Верховные, т.е. дворцовые (верх значит дворец), богомольцы назывались также и верховными нищими, в числе их были и юродивые…. Общество благоговело пред ними, чтило их как пороков и предвозвещателей Божьей воли, как неуклонных и нелицеприятных обличителей». Исследователь Н.Козлов пишет: «Уже из этого описания видно, что верховные или государевы богомольцы составляли особый чин «напоминателей» подобный тому, который находился еще при царях Израильских и значение которого состояло в поддержании духовно-наследственной преемственности царского рода через сохранение неписаных династических обычаев, традиций и преданий…»
Соглашусь с ответом на вопрос, заданный исследователем самому себе: «И кто был Григорий Распутин?».
«Этот простой сибирский крестьянин Промыслом Божиим, подобно древним праотцам и пророкам возведенный на степень другов и собеседников царских и не только жизнью, но и мученической кончиной запечатлевший близость крови своей крови Царственной?!»).
…Меж тем до преступления в Юсуповском дворце оставались считанные дни. Большинство уже готово было встретить убийство с ликованием… А черный автомобиль больше не появлялся. Да и был ли он на самом деле?
В пустыне слухов
Из сибирского мужика решили сделать козла отпущения. С учетом явной каббалистической подоплеки, сопутствовавшей уничтожению монархии в России, к этой фразе стоит относиться не просто как к фигуре речи. Есть ощущение, что в данном случае скрупулезно выполнялся ритуал — от выбора жертвы до выведения ее в пустыню газетных полос, уличных слухов и светских сплетен. Наподобие тех, что распространяла болящая на голову фрейлина Тютчева: “Одна дама сказала...”
В Ветхом Завете (Левит 16: 5—26) описано, как должен отпускаться козел, знаменующий собой грехи Израиля. Эту жертву православие называет прообразованием искупления Господнего за грехи мира. Однако фарисейский буквализм считает иначе: отведи животное демону и живи прежней жизнью. Без всякого там покаяния. И цитата из Торы наготове: “А козла, на которого выпал жребий для Азазеля, пусть оставит живым перед Богом, чтобы совершить через него искупление, отправив его к Азазелю, в пустыню”. (Ваикра 16: 10).
Итак, в Брюсселе “бросили жребий”. Должен был последовать следующий шаг. “И возложит Агарон (Аарон — Ю.В.) обе руки свои на голову живого козла, и исповедуется над ним во всех провинностях сынов Израиля, и во всех преступлениях их, и во всех грехах их, и возложит их на голову козла, и отошлет их с нарочным в пустыню. И понесет на себе козел все провинности их в страну обрывов”. (Ваикра 16: 21, 22).
У этих слов в жизни Распутина есть одно поразительно соответствие. На него обращает внимание исследователь Н.Козлов: “Преосвященный Гермоген, епископ Саратовский, понуждаемый клеветами.., подверг человека Божия Григория неправедной церковной епитимье, обманом заманив его в ловушку… При этом, по разноречивым описаниям участников и свидетелей этого действа, неожиданно для самого епископа Гермогена, некоторыми из присутствующих были произведены над отцом Григорием непонятные действа, походящие на магический ритуал. Силою поставив старца на колени, тайные изуверы возложили ему на голову епитрахиль и принуждали каяться в своих грехах.
По уставу Св. Церкви таинство исповеди не может совершаться принудительнонасильственно”... Но здесь, похоже, в силе был другой “устав”. К сожалению, неизвестными остались многие участники странного сборища. Можно только предположить, что некоторые из них были приглашены келейником владыки иеромонахом Илиодором. Он же общался с публикой весьма специфической, ибо и сам был настоящим оборотнем. Во всяком случае, уже вскоре после описанного события, этот популярный обличитель революционеров, жидов и властей, разрезав руку бритвой, пишет своей кровью в Синод послание: “Я… отрекаюсь от вашего Бога. Отрекаюсь от вашей веры. Отрекаюсь от вас как от архиереев…” И дальше говорит корреспонденту “Речи”: “Колдуном я был, народ морочил”. Следующие этапы его жизни таковы: попытка создать секту; бегство (не без помощи вездесущего Горького) за границу; потом, после революции, служба в ЧК; затем — снова бегство, на этот раз в Америку, торговля измышлениями о Распутине. И — жалкий финал: ставший бабтистом бывший иеромонах подметает полы в прокуренной американской конторе.
Впоследствии епископ Гермоген с горечью вспоминал: “Я не видел, что, словно сатана, искушавший Христа, вокруг меня вертится, внушая мне ненависть, упорство и злобу, это подлинно презренное существо — Илиодор!” Но такое осознание придет слишком поздно...
Какие же провинности диктовали Григорию Ефимовичу насильственные “исповедники”? Наверняка, все то, что было на слуху: разврат, хлыстовство, сребролюбие… Все то, чем был заражен и новый Израиль вообще, и отправители козла отпущение в частности. Бездарные генералы “уличали” в измене, покупатели порнографических открыток — в оргиях, министерские взяточники — в протежировании. Содомит Юсупов обвинял в разврате, масон Маклаков — в сектантстве, жулики Рубинштейн и Симанович — в стяжательстве, рясофорный аферист Илиодор — в самосвятстве…
Подоплека совершаемого ритуала большинством, конечно, не осознавалась, но поистине диавольская воля направляла его. “Подобно тому, как мы слышали, некоторые употребляют церковное отпевание, совершая его над живыми людьми, для наведения на них смертоносного вреда.., так и над человеком Божиим Григорием в русском общественном сознании всеми доступными по тому времени средствами… был прочитан покаянный канон, и всякий раз при перечислении тайносовершителем магического ритуала козла отпущения по нарастающей всех смертных грехов вплоть до самых страшных — ереси и подцерковничества — из глубин русского общества доносился все более дружный и гневный отклик: грешен”. (Козлов Н. Друг царей. 1994).
Так каббалисты ХХ века нагружали имя Распутина своими собственными грехами. Отправив его в пасть к демону Азазелю, собирались зажить “лучше прежнего”... Но Григорий Ефимович готовился и сам. Ибо знал о предстоящем жертвенном страдании. Знал задолго до смерти.
Наваждение
А был ли он грешен на самом деле? Мог ли пасть, как писал владыка Феофан Полтавский? Конечно, мог. Ибо “нет человека, который не согрешил бы” (2, Пар., 6, 24). В “Записной книжке императрицы Александры Феодоровны с высказываниями Григория Распутина (1907—1916 гг.)” есть такие его фразы: “Ведь и меня враг всячески искушает.
Пошлют злых людей, а злой язык — хуже беса, — не боится ни храма Божия, ни Святого причащения и все святое нипочем.
Господи! Как умножились враги мои!”
Православный человек осознает греховность не только действий, но и помыслов. А как не приходить им, если колдуны наподобие Илиодора стремились окружить Григория со всех сторон? Член масонского общества “Маяк” Феликс Юсупов как-то заявил: “Я занимаюсь оккультизмом давно и могу вас уверить, что такие, как Распутин, с такой магнетической силой, являются раз в несколько столетий… Никто Распутина не может заменить, поэтому устранение Распутина будет иметь для революции хорошие последствия”. Но перед “устранением”, прежде сбрасывания жертвы со скалы, то есть, простите, с моста, — демонизация имени продолжалась. (Удивительно: даже трезвомыслящие люди видели одного человека, — благообразного, рассудительного крестьянина, а свидетельствовали совсем о другом типе. О том образе, что носился в “общественном мнении”. Так это было и с замечательным публицистом М. Меньшиковым. Мало того, мнения о Распутине двух родных сестер, двух новопрославленных святых — императрицы Александры Феодоровны и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны — расходились диаметрально. Хотя стоит уточнить: мученица Елизавета не виделась с Распутиным ни разу. Так что знала она лишь слепленного недоброжелателями фантомного двойника).
Примеры наваждений известны нам из святоотеческой литературы. В том числе — рассказы о попытках беса изгнать подвижника из того места, где он несет свое послушание. “О св. Антонии Великом рассказывают, что некоторое время он терпел наваждения двух колдунов, намеревавшихся чародейным искусством извести святого из монастыря.
Исчерпав все колдовские приемы в борьбе со святым, эти колдуны в большом удивлении явились к святому Антонию и рассказали ему о своих проделках. Спросив о дне произведенной ими брани, авва сказал, что тогда он был искушаем сильнейшими прилогами помыслов”. (Козлов Н. Друг царей. 1994). Вот и в “Записной книжке императрицы” есть характерные слова Распутина: “Давно мне заявлял бес, что я тя выгоню и должен выйти из Питера”… Интересно, что современные критики Распутина задним числом дают царскому Другу такие советы: “…он, видя, как враги Православия и Престола эксплуатируют сложившуюся ситуацию, удалился бы из столицы в безвестность, в пустыню, тайгу и оттуда (если он действительно такой чудотворец) молился об исцелении Цесаревича и о спасении России”... Тут стоит попутно заметить, что в пустыню Григорию Ефимовичу удаляться было ни к чему. У него семья была. В ней он и жил столько времени, сколько ему нужно было для ведения крестьянского хозяйства.
Прилоги, помыслы — приходили… А были ли доказательства многочисленных “физических” вин, которые ему приписывались? Информация об “опытном страннике” тщательно изучалась по приказанию самого царя. Проверялась полицией, жандармерией, духовным ведомством. О, некоторые из “духовных” занимались этими расследованиями с немалым энтузиазмом! Не любили Распутина за прямоту. Злились, наверно, и на такие его слова: “Считай батюшек хорошими, потому что ты как спасающийся — тебя враг искушает, а у него тоже семейство и он тоже человек. Ему бы надо поступить в исправники, а он пошел в батюшки. Ведь он бы рад спросить, да нет у нас таких живых людей дать ему благой совет. В настоящее время кто может совет дать, так они в уголочки позагнаны”.
Да, изучались и биография, и отдельные случаи, о которых шумели более всего. Вот характерный и, может быть, самый яркий из них — скандал у “Яра”.
Итак, некто похожий на Распутина, изображая крайнюю степень опьянения, выходит из отдельного кабинета. Ведет себя по отношению к ресторанным певичкам, мягко говоря, нескромно. Одной даже сует записочку: “Твоя красота выше гор. Григорий” и т.д. Ужас! Возмутительно! Но тут возникает вопрос: принято ли было у агентов легендарного Третьего отделения производить опросы лиц, составлять протоколы по поводу того или иного происшествия? Никаких подобных действий в связи с ресторанным скандалом не было. Нет допроса людей, которые якобы кутили вместе с Распутиным (упоминавшаяся Анисья Ивановна Решетникова оказалась семидесятивосьмилетней вдовой). (Императрица справедливо писала Государю: “Его (старца Григория) достаточно оклеветали. Как будто не могли призвать полицию немедленно и схватить Его на месте преступления”). В докладе генерала Джунковского, сделанного царю, не фигурирует даже имя певички (“красота которой выше гор”).
Отступление. Свидетельство Тэффи.
Интересно, что этот “поэтический” образ (про горы) фигурирует и в воспоминаниях писательницы Тэффи. На это обратила внимание Т.Миронова: “В 1916 году Тэффи, тогда сотрудница “Русского слова”, писатель В.В.Розанов, работавший в “Новом времени”, и сотрудник “Биржевых ведомостей” Измайлов были приглашены на обед к издателю, которому “небезызвестный в литературных кругах” Манасевич предложил “пригласить кое-кого из писателей, которым интересно посмотреть на Распутина”… Любопытствующие писатели явились в назначенный час и увидели “Распутина”. Был он в сером суконном русском кафтане, в высоких лакированных сапогах, беспокойно вертелся, ерзал на стуле, дергал плечом… Роста довольно высокого, сухой, жилистый, с жидкой бороденкой, с лицом худым, будто вытянутым в длинный мясистый нос, он шмыгал блестящими колючими, близко притиснутыми друг к дружке глазами из-под нависших прядей масляных волос… Скажет что-нибудь и сейчас всех глазами обегает, каждого кольнет, что, мол, ты об этом думаешь, доволен ли, удивляешься ли на меня?” Писательница сразу же почувствовала всю искусственность этих смотрин. “Что-то в манере Распутина — это ли беспокойство, забота ли о том, чтобы слова его понравились, — показывало, что он как будто знает, с кем имеет дело. Что кто-то, пожалуй, выдал нас, и он себя чувствует окруженным “врагами журналистами” и будет позировать в качестве старца и молитвенника”. От этого предположения Тэффи “стало скучно”, но оказалось, что “Гришка работает всегда по определенной программе”… Выговорил несколько фальшивых фраз о “божественном”: “Вот хочу поскорее к себе, в Тобольск. Молиться хочу. У меня в деревеньке-то хорошо молиться”, затем принялся приставать к гостье с настойчивым: “Ты пей! Я тебе говорю — Бог простит!”, потом недвусмысленно стал звать к себе, потом велел принеси свои (!) стихи, звучащие, запомним это, так: “Прекрасны и высоки горы. Но любовь моя выше и прекраснее их, потому что любовь моя есть Бог”, потом собственноручно написал несколько строк “корявым, еле разборчивым мужицким почерком “Бог есть любовь. Ты люби. Бог простит. Григорий”…
На этом свидание с двойником Распутина не закончилось. Через три-четыре дня последовало повторное приглашение, “заезжал Манасевич, очень убеждал приехать (“прямо антрепренер какой-то!” — так восклицает Тэффи) и показывал точный список приглашенных”. Большинство из них не знали друг друга и пришли только поглядеть Распутина. Как заезженная пластинка прокрутилась прежняя программа: разговоры о “божественном”, приставания, скабрезным тоном о Государыне, “хозяин все подходил и подливал ему вина, приговаривая: “Это твое, Гриша, твое любимое”. “Распутин” напился, потом ударила музыка. “Распутин вскочил… сорвался с места. Будто позвал его кто… Лицо растерянное, напряженное, торопится, не в такт скачет, будто не своей волей, исступленно, остановиться не может”. “Голос Розанова: “Хлыст!”… И вдруг Распутин остановился. Сразу. И музыка мгновенно оборвалась, словно музыканты знали, что так надо делать”…
Писательской интуицией Тэффи заподозрила в этих встречах “обделывание каких-то неизвестных нам темных, очень темных дел”… Догадка ее нашла подтверждение. Пьяный “Гришка” проговорился, знает, что они журналисты. “Это было очень странно, — удивилась Тэффи. — Ведь мы не добивались знакомства со старцем. Нас пригласили, нам это знакомство предложили и вдобавок нам не посоветовали говорить, кто мы, так как “Гриша журналистов не любит”, разговоров с ними избегает и всячески от них прячется. Теперь оказывается, что имена наши отлично Распутину известны, а он не только от нас не прячется, но, наоборот, втягивает в более близкое знакомство. Чья здесь игра? Манасевич ли все это для чего-то организовал — для чего неизвестно?” Это было действительно дело рук еврея Манасевича только для одного, чтобы литераторы и журналисты засвидетельствовали, что своими глазами лицезрели “живого Гришку” — пьяного, распутного хлыста. “Все мои знакомые, которым я рассказывала о состоявшейся встрече, высказывали какой-то совершенно необычайный интерес. Расспрашивали о каждом слове старца, просили подробно описать его внешность и главное, “нельзя ли тоже туда попасть?” — свидетельствовала, как и было задумано Манасевичем, Тэффи” (Миронова Т. Из-под лжи. Государь Николай II. Григорий Распутин. Краснодар, 2005).).
На чем же основано сообщение? На донесении некоего пристава, полковника Семенова, которому происшествие стало известно со слов “неизвестных лиц”. Темнили, ой темнили столичные пинкертоны в отношении “Темного”!
Ознакомившись с докладом шефа III отделения Джунковского (кстати, масона), Государь повелел отправить генерала в отставку. Что же, царь находился под влиянием супруги? Проявлял наивность? Нынешние и прошлые критики обязывают Государя “проглотить” очевидную дезинформацию. Не заметить отсутствия конкретных фактов. А он заметил, не поддался наваждению. И вот вскоре градоначальник Москвы генерал Адрианов подписал заявление: “по лично им произведенному расследованию, неблагопристойности Распутин не производил у “Яра””. Выяснилось, что в названное время в Москве его вообще не было.
“Первые догадки о том, что Царскую Семью компрометировали через двойника Григория Ефимовича, появились вскоре после убийства Старца. Одно из свидетельств тому — рассказ атамана Войска Донского графа Д.М. Граббе о том, как вскоре после убийства Распутина его “пригласил к завтраку известный князь Андронников якобы обделывавший дела через Распутина. Войдя в столовую, Граббе был поражен, увидев в соседней комнате Распутина. Недалеко от стола стоял человек, похожий как две капли воды на Распутина. Андронников пытливо посмотрел на своего гостя. Граббе сделал вид, что вовсе не поражен. Человек постоял, постоял, вышел из комнаты и больше не появлялся”.
О том, что у Григория Ефимовича был, по крайней мере, один двойник, писал, в частности, Председатель Государственной Думы М.В. Родзянко. Но эта тема по сей день вызывает ухмылки. Некий исследователь, опубликовавшийся в православном журнале, иронизирует: почему же Распутин, если ему было известно о двойниках, не пожаловался царю?
Потому и не пожаловался. Был христианином. Знал, что означает безропотное принятие клеветы. Григорий Ефимович вообще — ни разу! — не жаловался и не оправдывался в возводимых на него “грехах”. Только сетовал: “Все следят за тем, кто ищет спасения, как за каким-то разбойником и все стремятся его осмеять”. Он считал, что все прояснится у Престола Божия. В своих “Записках опытного странника” Распутин писал: “Как дыроватый мешок не сохранит в себе жита, так и мы ежели не будем друг друга прощать, а будем замечать в другом ошибки, сами же находиться к нему во злобе, то есть судить”.
Тень.
За живым человеком всегда тянется тень греха. Но когда ее отделяют, концентрируют, увеличивают, она становится подобием той злобной бесплотной сущности, которая не имеет тени только потому, что она сама — метафизическая тень.* (Диавол-разделитель, несомненно, и подсказывал, как отделить от человека и тень, и его имя. Это вполне в каббалистическом стиле. А каббала, как известно, впитала в себя множество “технологий” языческого колдовства. В частности, в своей книге “Мистическое переименование” Павел Флоренский пишет о представлениях древних египтян о пятисоставном сложении человека, состоящего из тела, души, тени, имени и “ка” — понятия, которое лучше всего передается термином “двойник”).
Надо отдать должное — в 1914 году газета “Московские ведомости” писала: “Думаем, что мы не будем далеки от истины, если скажем, что Распутин — “газетная легенда” и Распутин — настоящий человек из плоти и крови мало что имеют общего между собою. Распутина создала наша печать, его репутацию раздули и взмылили до того, что издали она могла казаться чем-то необычайным. Распутин стал каким-то гигантским призраком, набрасывающим на все свою тень”.
В том, что все общество так набросилось на газетного “двойника Распутина”, был не только мистический, но и сугубо психологический момент. Чтобы понять, о каких “тенях подсознательного” идет речь, приведем несколько примеров из литературной области.
Итак, мелькнула тень… Эрнст Теодор Амадей Гофман, писатель-романтик — то ли он сам, то ли кто-то на него похожий. “Через всю его жизнь — и одновременно через творчество — красной чертой проходит резко выраженная раздвоенность, расщепленность его личности, мыслей, эмоций, поведения. Гофман ведет двойной образ жизни, всегда любит одновременно двух женщин; охотно выставляет себя на обозрение, чтобы потом наглухо замкнуться в себе; он добродушен и язвителен, любвеобилен и равнодушен, элегантен и небрежно одет, пылок и холоден; он и бюргер, и представитель богемы, фантазер и рационалист».
Ощущая в себе это раздвоение личности и понимая, что это грозит безумием, Гофман изобретает — впервые в истории литературы! — особый литературный прием: он создает своего двойника. В ряде его рассказов у литературного героя появляется двойник в качестве его антипода. Особенно изощренно и виртуозно этот прием разработан в романе “Эликсир сатаны”... литературный герой и его двойник непрестанно меняются местами, один заменяет другого, они переплетаются и т. п…
Создавая феномен двойника, Гофман как бы избавляется от раздвоения и облегчает свое психическое состояние. Стоит упомянуть о том, что в дневниках писатель прямо пишет о “двойнике” и о том, что он страдает раздвоением души… С легкой руки Гофмана идея зашагала по страницам мировой литературы. Эдгар По — “Вильям Вильсон”, Достоевский — “Двойник”, Стивенсон “Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда” и др.”. *(Мухин Ю. Тайны еврейских расистов. М., 2005). К этому ряду можно добавить гоголевский “Нос” Гоголя и сказку Шварца “Тень”. В обоих случаях — и нос, и тень, отрываясь от реального человека, наделяются отрицательными качествами.
Так и с именем Распутина. С этаким “мистером Хайдом”, отмежеванным от “доктора Джекиля”. С этой едва ли не гоголевской фантасмагорией, оттяпавшей от человека не нос, а, извините, другой член тела — для недоброжелательно-любопытной забавы толпы. И вот развратно-злобная сущность понеслась по зыбучим пескам фантазий. Не на гоголевской коляске по Невскому, а на фантоме черного автомобиля — до наших дней.
Газетно-литературный двойник мчится по всему миру. Не забыт и дворец Юсупова. Вы спускаетесь по крутой лестнице в подвал — и что же видите?! Сидящего за накрытым столом мрачного, звероподобного, в атласной рубахе — воскового двойника. Подваливают жующие резинку тинэйджеры — начинают перемигиваться и гоготать. Подходят интеллигентного вида люди, кивают: похож!
Помните, как мерзкие, приплясывающие хамиты из “Бони М” напевали: “Ro-Ro-Rasputin, Russian Queen is love machine…” Отвратительные слова и образы оседали в замусоренном подсознании слушателей. Впрочем, “советские люди” и так знали, что Распутин был сексуальным гигантом. Так что: похож!
А вот советский фильм “Агония”. Худощавый, болезненного вида, немного выше среднего роста Распутин вырос здесь в полнокровного здоровяка. Смотрите на него: похотливый, трусливый, хитрый и алчный. Символ царского разложения. “— А рваные рубли берете? — Берем, берем!”
Только вот незадача: помнившие реального человека старики из сибирского села Покровского после премьеры покидали кинотеатр разочарованными. Не похож!
Похож или не похож?
Сегодня православные сторонники, и не менее православные противники Распутина нередко проявляют в полемике сходные качества. Употребив приличествующие благочестивой публицистике словесные обороты, и те и другие тут же впадают в весьма жесткий, нетерпимый тон. В общем, “во славу Божию” “сподобляются” и “благословляются” неистово обличать оппонентов. При этом полемисты манипулируют огромным количеством фактов, дошедших до своей первой публикации через третьи, четвертые и десятые руки. Это касается, например, того, какие слова сказал Распутину при встрече святой праведный Иоанн Кронштадтский. Так и не понятно. Одни пишут: увидел в страннике дар молитвы и благословил. Другие — наоборот — якобы изрек нечто вроде того, что по фамилии твоей и будет тебе.
Поневоле вспоминается стиль склонной к сплетне фрейлины Тютчевой. “Одна дама сказала” — это смешно. Но, согласитесь, “один духоносный старец поведал” — не лучше. Восторженные энтузиасты (чаще всего женского пола) пытаются приписать Григорию Ефимовичу едва ли не все чудесные свойства, характерные для святости. В ответ имя Распутина обвешивают обвинениями: если был прозорлив, почему же не предвидел тех или иных событий? Почему ошибся в оценке того или иного лица?
Экзальтация, отсутствие трезвения дают повод для того, чтобы называть почитателей Распутина “провокаторами и врагами Церкви”. В конце 2001 года прозвучало: “Необходимо сказать еще об одном неприятном явлении. В последнее время появилось довольно много, с позволения сказать, икон царя Иоанна Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей, причем прекрасно изданных”. Стиль впечатляет, но дело, конечно, не в том, что “референты снова подставили”. Руководящая цитата без внимания не остается. Она влечет за собой пассаж: “Задача же на сегодняшний день — “приучить не очень осведомленных людей” к почитанию тех, кого нельзя чтить не только по Божиим, но и по человеческим меркам.
Несомненно, в вопросе с канонизацией Распутина нашей Церкви, как и во многих других случаях, навязывают новый тип “святости”, новых духовников и учителей. Как ни странно, но “духовный Отец Григорий” со всем его жизнеописанием и фамилией может (как и прежде) руководить тем прелюбодейным родом, который ищет чудес и знамений. Род этот, разумеется, ищет особых духовников. Любой православный человек понимает: каковы наши святые — такова будет и наша Церковь”…
Олег Платонов подробно описал грубоватые фотомонтажи столетней давности, призванные изобличить знаменитого “развратника” и “самосвята”. Но и современные снимки стали уже “доказательствами” праведности или негодности Григория Ефимовича. Одни говорят: видите икону Распутина за спиной почитаемого старца? Делайте вывод! Другие возражают: немощный батюшка, наоборот пытается плечом загородить неугодное ему изображение… Аргументы хоть куда!
Характерно, что обе стороны черпают “ударные” факты у Матрены Распутиной. (При этом и те, и другие признают приписываемые ей книги недостоверными). Почитайте написанные в Америке “воспоминания”.* (О явной фальсификации “Воспоминаний”, изданных не так давно в российском издательстве “Захаров”, пишет Т. Миронова в книге “Из под лжи”. Она убедительно доказывает, что у дочери Распутина также образовался “двойник”. И от его имени стали появляться тексты, принципиально отличавшиеся от тех, что сама Матрена Распутина вручила в 1919 году следователю Соколову). В них полно штампов, явно навеянных Голливудом. Вот, например, об исцелении девушки: “Лицо у него изменилось, стало как у мертвеца, желтое, восковое, неподвижное от ужаса. Глаза закатились совсем, видны были только одни белки. Он резко рванул меня за руки и сказал глухо: “она не умрет”. Лицо его, когда он держал за руки, я никогда не забуду. Из живого оно стало лицом мертвеца. Дрожь берет, как вспомню”. И читатель тоже должен задрожать. А иначе — будет ли ему интересно эту книгу читать? Таков закон жанра, прекрасно известный соавтору Матрены — Пэтти Бархэм. Почему “Распутин” так страшно таращится, дрожит, кричит и т.п.? Потому что так в представлении американского протестанта изгоняется дьявол... Но одновременно подобные сцены изгоняют из сознания православного человека всякое доброе чувство о целительных свойствах Распутина… Но достоверно-то о них известно другое! При излечении цесаревича никакими голливудскими приемами Григорий Ефимович не пользовался. Он просто молился. Порой, находясь вдалеке от Царской Семьи, сообщал телеграммой: все будет хорошо. И болезнь отступала. (Диакон А.Кураев почему-то принимает на веру то, что Распутин исцелял Наследника в смертельно пьяном виде, и считает, что Григорий Ефимович был экстрасенсом, “Кашпировским начала ХХ века”. См. “Искушение, которое прихожит справа”. М., 2005).
Нет, давайте все же оперировать проверенными фактами.
Хлыстовство, стяжательство и политиканство…
Поразительно, но до сих пор повторяют: коней Распутин воровал и на сектантских оргиях бесновался. Согласно духовному закону, обвинения в хлыстовстве начались сразу после того, как Григорий Ефимович привез в родное село полученные от Государя деньги на строительство храма. И понеслось!
Родзянко сообщал царю, будто Распутина судили за принадлежность к секте. Мягко говоря, вводил в заблуждение. Проверки проводились рьяно, но подозрение не подтвердилось! Хотя один современный публицист трактует иначе: “Инспектор Д. Березкин просто не смог расследовать все так, как полагается: поклонница “старца” генеральша О. Лахтина, выехав в Петербург, сказала, кому следует, и следствие по причине высочайшего вмешательства было прекращено…” Что за могущественная вдова? Что за “высочайшее вмешательство”, когда Государь сам санкционировал подобные разбирательства?
Расследование не принесло ожидаемого результата и при Временном правительстве. А уж эти-то масоны точно заинтересованы были обнаружить нечистый хвост свергнутого царизма. Профессору по кафедре сектантства Московской Духовной академии Громогласову поручили изучить материалы следствия и все, написанное Распутиным по религиозным вопросам. Ученый не усмотрел никаких признаков хлыстовства.
Важным документом является записка следователя ЧСК Временного Правительства В. Руднева “Правда о Царской Семье и “темных силах””. Касательно “стяжательства”, например, он писал: “…Распутин категорически отказывался от каких-либо денежных пособий, наград и почестей, несмотря на прямые обращенные со стороны Их Величеств предложения”. Деньги и пожертвования, получаемые от приходящих к Григорию Ефимовичу просителей, он раздавал нуждающимся. В итоге, отмечает следователь, никаких денежных средств в семье после его смерти не осталось... Около него — кормились. И Рубинштейн, и Симанович, и Давидзон, и прочие. Некоторые, уличенные в недобросовестности, — изгонялись. Но всегда ли замечал Распутин эти качества прилипал? С какой стати относился к ним снисходительно? Почему-то вспоминаются его слова из “Записок опытного странника”: “Еще в петровские ночи я пахал, оводов тоже не убирал с себя — пусть покушают тело и попьют дурную кровь. Я размышлял: и они Божие создание, так и я сотворен Богом. Кабы Бог не дал лета, не было бы и комаров. Ах, какой у мужика труд золотой и он делает все с рассуждением. Вот комаров-то покормит и то во Славу Божию. Мужичек мудреный и опытный”...
Веками кормит трудовая Россия стаи паразитов и редко теряет христианское терпение. Но иногда все же прихлопнет одного-другого на своей загорелой шее...
Вернемся к Рудневу. Он испытывал нажим со стороны председателя Чрезвычайной Следственной Комиссии, масона Н. К. Муравьева. Тот требовал официально подтвердить истинность уже привычного образа. Руднев отказался и покинул ЧСК. Позднее он отмечал: “Прибыв в Петроград в следственную комиссию, я приступил к исполнению моей задачи с невольным предубеждением относительно причин влияния Распутина, вследствие читанных мною отдельных брошюр, газетных заметок и слухов, циркулировавших в обществе, но тщательное и беспристрастное расследование заставило меня убедиться, насколько все эти слухи и газетные сообщения были далеки от истины”.
Другой следователь ЧСК А. Ф. Романов в своей записке, опубликованной “Русской летописью”, в частности, подтвердил: “Книга Илиодора “Святой черт” была проверена комиссией документально и оказалась наполненной вымыслом; множество телеграмм, которые приводит в ней Илиодор, никогда в действительности посылаемы не были. Проверка производилась по номерам телеграмм, а, кроме того, комиссия имела в своем распоряжении не только телеграфные ленты, но даже подлинники всех посылаемых телеграмм”.
Не подтвердилось ни одного факта политического влияния Распутина. Единственное, здравый смысл русского мужика возмутил его по поводу надвигающейся войны. Князь Жевахов свидетельствует: “Манифест о войне вызвал всеобщее ликование, вернее, беснование, и только немногие видели в нем величайшую победу интернационала.
Среди этих немногих был и полуграмотный Распутин, который прислал из Сибири две телеграммы Его Величеству, умоляя “не затевать войны” и связывая с ней роковые последствия для России и династии”.
Он глядел на войну не с точки зрения политических и идеологических абстракций, а с конкретным пониманием: прольется море народной крови. Но — по странному “стечению обстоятельств” — в тот же день, когда масонская “черная рука” застрелила в Сараево эрц-герцога Франца Фердинанда, у своего дома в далеком сибирском селе Покровском ударом ножа в живот был тяжело ранен Распутин. Именно в те дни, когда он находился в беспамятстве и не мог молиться, в России была объявлена мобилизация.
Что осталось от человека?
А, может, все-таки “дыма без огня” не было? Вот перечитываю различные воспоминания, и опять пошел дымок из распутинской бани. Пишут, вместе с женщинами мылся! Может, “одна дама” иногда и правду сказала? Может, было что? Опять отвечу: может, и было. Но, не подводя Распутина под “стандарт святости”, почему-то вспоминаю мученика Вонифатия. Его современники, наверно, могли бы рассказать, сколько бутылок “мадеры” он выпивал за раз. Ходил ли в термы с гетерами. Однако те, кто готов бы был сладострастно поведать о подобных подробностях, для человечества уже навсегда замолчали. Слышим же мы тех, которые свидетельствуют о другом. О мученической смерти за Христа святого Вонифатия…
Помните, как убивали Распутина? Все заранее обставлялось с масонской театральностью. Быстро оборудовали подвал Юсуповского дворца для кутежа (хотя приглашали Григория Ефимовича якобы с целью излечения хозяйки дома) и здесь же, рядом со столом, уставленным бутылками и сладостями, поместили большой крест-распятие. Странное сочетание.
Итак, в сладости уже подмешан цианистый калий. Гучков передал. Чаепитие началось. Юсупов нервничает. Наверху, накачиваясь спиртным, томятся его соучастники. Странная компания! Здесь — великий князь Дмитрий Павлович, никому не известный капитан Сухотин, вождь черносотенно-патриотического движения Пуришкевич (3) и его сотрудник по санитарному поезду загадочный доктор Лазоверт (4).
В подвал сверху доносится женский смех. Чтобы рассеять подозрения Распутина, веселье изображает балерина Зинаида Рашевская. (В эмиграции эта дамочка станет женой великого князя Бориса Владимировича). Но что это? Полуночный гость чай пьет, пирожными закусывает, а сидит — живой и здоровый. Мистика? Нет, впоследствии оказалось, все проще. Осторожный юрист Гучков, чтобы снять с себя возможные обвинения, дал безвредный порошок. Был уверен: начав, заговорщики все равно доведут дело до конца. Так и произошло. Вот Юсупов, нащупывая в кармане пистолет, предлагает Распутину помолиться. Тот встает на колени перед распятием. Но приложиться не успевает. В подвале грохает выстрел. Князь стреляет своему гостю в спину. Григорий Ефимович падает у подножия креста…
Такова версия, сложенная из рассказов участников преступления. Однако их описания убийства никак не объясняют пулевой раны на лбу. А также — прижизненных истязаний Распутина, в том числе — ран на виске и на боку от какого-то особого орудия наподобие шпоры. Все эти мучения происходили в те самые два ночные часа, которые Юсупов с Пуришкевичем “заполняют” в своих рассказах чаепитием с отравленными пирожками.
Но следы ритуализма вылезают все равно. Отметим только труп собаки, которую обнаружили недалеко от места преступления. Так же было и во время убийства Царской Семьи. Словно кто-то исполнил полный отвратительного символизма ритуал. Согласно талмуду, распятого Спасителя (прости Господи, что повторяю это!) должен означать дохлый пес…
(«М.А.Медведев-Кудрин вспоминает: «Красноармеец принес на штыке комнатную собачонку Анастасии – когда мы шли мимо двери (на лестницу во второй этаж) из-за створок раздался протяжный жалобный вой – последний салют Императору всероссийскому. Труп песика бросили рядом с царским. – Собакам – собачья смерть! – презрительно сказал Голощекин». (Жук Ю. Исповедь цареубийц. М., 2006, с. 189)).
А потом тело бросили в прорубь. Теперь фигурировать должно было только черное имя.
Однако Бог судил иначе.
Поклонение мощам Распутина беспокоило масонов всерьез. И уже через два дня после февральского переворота Керенский приказывает: останки выкопать и тайно зарыть в неизвестном месте. Тут врагов Григория Ефимовича ждал еще один сюрприз. Когда спустя несколько месяцев после захоронения кощунники вынули тело, оно оказалось нетленным и благоуханным. Об этом 10—12 марта 1917 года писали общероссийские “Русское слово”, “Новое время”, “Русская воля” и другие. Так бывает: от возвеличенного имени остается лишь смердящая плоть и трухлявая шляпа, а униженное — пишется на мироточивой главе афонского подвижника…
…Меж тем во время перевозки останков Распутина какие-то бдительные люди приняли автомобиль за один из тех самых, черных, что наводили ужас на ночную столицу. Машину остановили, начались выяснения. В итоге где-то в Парголовском лесу, в пятнадцати километрах от Петрограда, тело облили бензином и сожгли. Со слов очевидцев, описание происходившего оставил французский посол в России Морис Палеолог. Он заканчивает такими словами: “Когда пламя сделало свое дело, солдаты собрали пепел…” Опять — то же самое произойдет с Царской Семьей. Затем ли только сжигали, чтобы и следов не осталось? Или нужен был пепел? Или требовался серый порошок, как сатанинское “лекарство”?
На месте сожжения, на березе сделали надпись по-немецки: “Hier ist der Hund begraben (Здесь погребена собака”). (Купчинский Ф.П. Как я сжигал Григория Распутина // Солнце России. № 369-11, 1917). Многое, многое указывает на то, что ритуальное убийство и сожжение Старца прообразовало ритуальное убийство и сожжение Царской Семьи. Стимволом этой связи стал крест, подаренный в свое время Распутиным Государю. После смерти Григория Ефимовича царь надел его на себя и носил до самой смерти…
«Ритуальное убийство и потопление человека Божия Григория должно было разорвать живую связь, благодатным образом духовною любви соединявшую Царей и Их Друга, а посмертная эксгумация и сожжение его честных останков – нанести оскорбление блаженной памяти мученика, благоговейно чтимой находящими в заточении Царями, разорить их посмертный союз, предзнаменую Им мученическую кончину от руки тех самых скверноубийц, от которых принял смерть и Их Друг.
В ритуальном убийстве и кощунственном уничтожении останков Царской Семьи и Их Друга прослеживается разновременная, но сходная по способам и средствам последовательность совершения ритуальных действий – убийство, потопление в воде, захоронение, эксгумация и сожжение - явственно обнаруживающие один и тот же изуверный «почерк»…» (Цар. Жесрта, с. 148).
“О ритуально исполненном убийстве Император и Императрица должны были знать или догадывались, поэтому судебно-медицинскую экспертизу поручили именно профессору Военно-медицинской академии Д.Н.Косоротову, выступавшему экспертом по делу о ритуальном убийстве Бейлисом христианского мальчика Андрюши Ющинского.* (Министр внутренних дел А.Д.Протопопов засвидетельствовал: “Это не просто убийство, … участвовали озлобленные люди, превратившие убийство в пытку”).
Государю была очевидна лишь косвенная причастность к смерти Григория Ефимовича тех, кого весь Петербург поздравлял с “патриотическим актом”. Вот запись из дневника Императора: “В 9 часов поехали всей семьей мимо здания фотографии и направо к полю, где присутствовали при грустной картине: гроб с телом незабвенного Григория, убитого в ночь на 17 декабря извергами в доме Ф.Юсупова, уже стоял спущенным в могилу”… Государь, обратим внимание, не назвал убийцами тех, кто ими назвался сам, но говорит об извергах, подчеркнув изуверский характер убийства. Он и наказал подставных убийц символически…” (Миронова Т. Из-под лжи. Государь Николай II. Григорий Распутин. Краснодар, 2005).
Отняли имя, уничтожили тело… Но осталась душа. И вот епископ Гермоген, тот самый, который едва ли не анафематствовал раба Божия Григория, вспоминает: “Я остался один. Одев туфли, вооружившись очками, принялся за чтение газет. Первое, что бросилось мне в глаза, было сообщение о смерти Григория Распутина… Я невольно подумал: вот он гнал меня (за участие в клеветническом антираспутинском заговоре владыка был отправлен “на покой” — Ю.В.), из-за него нахожусь сейчас на положении ссыльного, но возмездие было близко и кара Божия обрушилась на него, он убит!
Вдруг, я никогда не забуду этого момента, я ясно услышал громкий голос Григория за спиной: “Чему обрадовался? Не радоваться надо, а плакать надо. Посмотри, что надвигается!”
Я обомлел в первую минуту от ужаса… Уронив газету и очки, я боялся повернуться, да и не мог этого сделать… Словно остолбенел. Наконец, перекрестившись, я быстро встал, оглядел келью — никого. Опустившись в кресло, я не знал, что предпринять. В это время раздался стук в дверь и обычная молитва: “Господи Иисусе!” “Аминь” — с трудом ответил я. Вошел с едой мой келейник. Не успел он переступить порог, как я осыпал его вопросами, не встречал ли он кого-нибудь по дороге и в коридоре и не разговаривал ли с кем-нибудь, на что получил отрицательный ответ.
Я не мог ничего есть, тщетно старался объяснить себе этот странный случай… Наконец, я задал себе вопрос; чей голос слышал я? Ответ был один: Григория! Я не мог в этом ошибиться!” Тем же вечером архиерей отслужил панихиду по убиенному рабу Божию Григорию, духовно с ним примирившись.
“Знаменательна, — пишет Н.Козлов, — была и сама смерть епископа Гермогена, которого большевики утопили в Туре, как раз возле села Покровского — родины о.Григория. Тело владыки было вынесено волнами на берег и руками местных крестьян погребено в сельской церкви, построенной пожертвованиями и трудами гонимого некогда владыкой человека Божия Григория…”
Вообще же в руках человека магические обряды десакрализации, демонизации, оклеветания (дьявол, по-еврейски, клеветник), отлучения, проклятия становятся грозным оружием в духовной и политической борьбе, принятым на вооружение традиционными институтами власти от кагального суда и испанской инквизиции до современной карательной психиатрии.
Технология демонизации политических противников путем создания образа «отрицательного» двойника, являющегося одним из клинических симптомов шизофрении (иллюзия раздвоения, синдром Капгра, Фрегоди по имени французского психиатра и итальянского циркового актера,
известного ловкими переодеваниями) до мельчайших подробностей разработана в ритуалах проклятия отступников в еврейской синагоге, копируемых современными спецслужбами и криминалитетом…
Современные некродиокты (гонители мертвых) пытаются контролировать даже память усопших, глумясь над могильными памятниками и мощами святых, волхвуя над посмертными масками, восстанавливая «прижизненные» скульптурные портреты известных исторических деятелей по черепам…
Шизофренизация современного исторического сознания хорошо видна на примере манипулирования образами иллюзорных двойников царя Иоанна Грозного и Иосифа Сталина. Стараниями исторических памфлетистов в общественном сознании фигура царя Иоанна Грозного утвердилась в образе «отрицательного» двойника реальной исторической личности, а политический портрет Сталина написан хотя и темными красками, рисующими, однако, методом отрицательной рекламы образ «положительного двойника… государственного деятеля…
Нужны были неординарные суггестивные способности, чтобы Помазанника Божия, Боговенчанного Православного царя Иоанна Грозного сделать в глазах современников и потомков жестоким тираном, а грузинского еврея Джугашвили, известного под кличкой «Коба», что значит, колдун, чародей, прах матери которого покоится на кладбище в Гори под могильной плитой, украшенной изваянием еврейского субботнего кубка – «кадош», покрытого саваном, представить в образе «отца народов»».
Очевидное
Конечно, созвучие слов “распутник” и “Распутин” — не аргумент, а давний пиаровский прием. Однако стоит ли и полученную от царя приставку к фамилии — Новый — трактовать в подобном же стиле, но с обратным значением?! Мол, тут все промыслительно: налицо провозвестие о святом Григории Новом... Из дебрей сомнительных догадок, “озарений” выбираться так же сложно, как и из трясины неподтвержденных фактов. Поляна очевидного невелика, но осматриваться стоит именно на ней.
Кем же был Распутин? Каким был человек, отличный от своего имени? Существует несколько очевидных моментов.
ОЧЕВИДНО: несмотря на полную возможность не вести свое хозяйство, он до конца жизни оставался русским крестьянином в полном смысле этого слова.
Интересно, как сам он воспринимал свое сословие: “Велик, велик есть крестьянин перед Господом: он никаких балов не понимает, он в театре редко бывает, он только помнит: Сам Господь подать нес и нам велел — Божий трудовик! У него вместо органов коса в руках, вместо увеселений — соха у сердца; вместо пышной одежды какой ни будь твердый ярмячок; вместо тройки лихой какая ни будь усталая лошадка. Он едет и вспоминает от души ко Господу: “донеси меня с этой долины в свое прибежище или до города”. Вот тут-то на нем Христос!”
Царь, искавший сближения с народом, желавший слышать голос из его глубин, в начале знакомства писал о Распутине так: “Я беседую с ним, как с простым русским мужиком, который странствует по святым местам”.
Князь Н. Д. Жевахов вспоминал: “Государь сразу же проникся доверием к Распутину, в котором увидел, прежде всего, воплощение русского крестьянства…, а затем и “старца”, каким его сделала народная молва”.
Представители черни из высшего общества воспринимали его иначе. Премьер-министр Коковцев, например, называл “опытного странника” типичным бродягой. Бог им судия.
После убийства Григория Ефимовича разумные, не распропагандированные мужики писали Юсупову: “Крестьяне и теперь уже стремятся выяснить виновность крестьянина Григория Распутина, убитого в вашем доме вопреки всем обычаям гостеприимства. Многие вожди крестьянства высказываются в том смысле, что в лице Распутина символически выброшено все русское крестьянство под мост…”
Так и было. Григорий Ефимович представлял лучшую часть сословия, — которая вслед за ним сгинет вскоре в огне революции — работящую, не забывшую Бога. Старинное слово “смерд” ведь заменилось на “крестьянин” (то есть христианин) тогда, когда стало явным, что именно он, сельский труженик, в первую очередь несет в себе православный идеал. Дворяне же да бояре утрачивали веру, русскость, а потом переставали быть и сословной опорой трона. Не случайно Распутин предвидел, насколько хуже будет династии и державе, если убьют его не простые мужички, а дворяне и даже царская родня.
Кстати, продиктованные Распутиным записки также ОЧЕВИДНЫ. Это благочестивый рассказ о паломничествах и духовные размышления. Они безыскусны по форме, а их содержание полностью соответствует святоотеческому наследию. Цитировать не буду. Каждый может прочесть сам.
ОЧЕВИДНОЙ является теплота отношений, сложившихся между Распутиным и Царской Семьей. Из типичного ряда сухих дневниковых записей Государя выбиваются такие, окрашенные душевным чувством: “Вечером покатались и заехали к Ане. Видели Григория с Феофаном. Так было хорошо”. Отношения эти были, конечно, не только душевными, но и духовными. Именно поэтому Николай II, нередко соглашаясь с требованиями Думы заменить того или иного министра, никогда не поддавался нажиму в отношении Друга. Это рассматривалось как наглое вмешательство в частную жизнь.
Не считая Распутина высокодуховной личностью, князь Жевахов, однако, констатировал: “…доверие Их Величеств к Распутину базировалось… не на внешних данных, а на убеждении, что Распутин был “старцем”. Вот почему в борьбе общества с Распутиным Государь и Императрица занимали позицию исключительной нравственной высоты, будучи убеждены, что, защищая “старца”, Они защищают в его лице все достояние Русской церкви, с ее святынями, со всем многообразием его мистического содержания, с ее “старцами”, “юродивыми”, “Божьими людьми” и пр.”
Недругов коробила эта близость. И тогда разговор неизменно заходил о слабоволии Государя, о неукорененности в православии, религиозной истеричности Государыни. И по сей день Царской чете отказывается в праве иметь Друга по своему выбору. Вышедшие из Страны Советов, уверенные в своей правоте люди как будто даже возмущаются, что наивные Царь с Царицей упорно не хотят прислушиваться к их мнению…
Многое из того, о чем говорил Григорий Ефимович, несомненно, вспоминали Царственные узники в своем заточении. И если раньше Государь писал Супруге так: “Что касается советов Распутина, ты знаешь, с какой осторожностью надо относиться к его советам”, то в Тобольске отношение было уже другим. Николай II передал на волю через доктора Деревянко шкатулку с письмами Распутина как самую большую ценность.
После ареста Царской Семье были напоминания о Друге. В Тобольск их везли по реке мимо Покровского. А потом, на пути Екатеринбург, 14 апреля 1918 года Государь записал в дневнике: “В селе Покровском была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория и видели всю его семью, глядевшую в окна”. А ведь Распутин предвидел это много раньше: “Они должны приехать. Волей или неволей они приедут в Тобольск. И прежде чем умереть, увидят мою родную деревню”.* (Ден Ю.А. Подлинная Царица. М., 1998).
ОЧЕВИДНО: раб Божий Григорий никогда не оправдывался. Сносил все “обличения”. Кроме, конечно, обвинений в хлыстовстве, когда ему приходилось давать объяснения.
Теперь, спустя почти девяносто лет после убийства Распутина, его имя связывают уже не с полузабытыми хлыстами, а с таким страшным словом, как “раскол”. Один респектабельный православный журнал регулярно печатает статьи на эту тему. В том числе опубликовал главу из вышедшей в 2000 году книги “Царский путь”. Изданная по благословению покойного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, она должна была в канун юбилейного архиерейского собора предупредить о тех “последствиях”, которые может вызвать канонизация Царской Семьи. Вот что писалось тогда: “Возможная же канонизация при явном несогласии с ней очень многих… способна еще серьезнее осложнить ситуацию в нашем обществе и разделить его еще по одному признаку, ибо многими данный акт будет воспринят как принуждение их совести к почитанию того, в ком они не видят ни должного примера христианской жизни, ни тем более святости”. Теперь перепечатываются слова того же автора о Распутине, но еще более страшные. Он ставится в один ряд с “праведниками нового типа”, которые “несомненно, будут ревностными служителями “отца своего” — отца лжи, диавола (Ин. 8, 44)”.
Звучит все очень православно и патриотично. Но мне почему-то вспоминается один из участников убийства Распутина краснобай Пуришкевич. Он считался ведь, как известно, рьяным “патриотом” и “монархистом”. А стал пистолетом в руках врага. (Может быть, здесь находится ответ на вопрос: куда “растворилось” русское охранительное монархическое движение, которое возникло после событий 1905—1907 годов, которое насчитывало миллионы человек и которое включало не только “охотнорядских громил”, но и лучших представителей духовенста и служилого сословия. (Илл. Анкета святого праведного Иоаннна Кронштадтского). “Убийство Григория Распутина ошеломило и обрадовало слишком многих патриотов, духовно связав их с жертвенной кровью богомерзкого злодейства. Оно если и не изменило в корне характер российского патриотизма, то показало его весьма плачевное состояние!” (Священник Александр Круглов. Последняя война. М., 2004).
ОЧЕВИДНО: главной антираспутинской силой с самого начала было масонство. То есть легион, сознательно готовивший революцию. В своем кругу об этом прямо заявлял Юсупов. Посылавшая ему поздравление после совершения преступления Великая Княгиня Елизавета Феодоровна (чей супруг был убит нетитулованными революционерами) о подобных целях, конечно, не знала.
Вот уже сто лет Распутин вызывает неистовую злобу. Подтверждение тому – крест, совсем недавно спиленный на месте захоронения Григория Ефимовича. Такова еще одна говорящая ОЧЕВИДНОСТЬ. Эта одержимость передается из поколения в поколение — независимо от политических взглядов. Но ведь постоянный источник злобы — сам диавол. И столь долговременный процесс свидетельствует о многом. Не получается ли так, что лукавый в очередной раз “проговаривается” своей злобой? А ему, главному бесу, было от чего особо ненавидеть Распутина. Надо же, написал о том, как вражеские хитрости оборачиваются ко славе Господней: “…тебя враг научил, а не искусил — наипаче еще научил любить Бога. Вот тебе и враг! Хвать, хвать, а пользы нет”.
То-то и оно, “милой дорогой”!
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Тогда даже кинематограф отметился. Уже в 1917 году появилось семь антираспутинских лент. А каковы названия! “Люди греха и крови”, “Святой черт”, “Темные силы — Григорий Распутин и его сподвижники”, “Царские опричники”… Везде на первом плане — грехи “Гришки”. Любопытно, что сохранились лишь две части последней из названных картин. Господь не попустил, чтобы потомки увидели это паскудство.
2. О каббало-талмудических подоплеках масонства см. в моих книгах “Шаг змеи” и “Пятый Ангел вострубил”.
3. Удивительна дальнейшая судьба Пуришкевича, этого страшного “жидобоя” и “черносотенца”. «Допрашивался Владимир Митрофанович Пуришкевич лично Дзержинским, а приговор получил от Советской власти смешной - всего четыре года принудительных работ!» Хотя ни много ни мало, а участвовал в реальном антибольшевитском заговоре сразу после Октябрьского переворота. И поставить бы на этом точку, но, увы, не получается. Чудеса постоянно происходят в судьбах людей, вольно или невольно помогавших английской разведке губить Российскую империю! Даже маленький срок Пуришкевич не отсидел: справедливый пролетарский суд отпускает его на свободу через четыре месяца! Формулировка просто удивительная: «освобожден в связи с болезнью сына!» Кто говорит о зверствах большевиков? Вот вам пример их истинного гуманизма!» (1917. Кто убил Россию. С. 67).
Потом Пуришкевич спокойно отправился в Добровольческую армию, где и помер от какой-то инфекции.
4. “Писательница Валентина Краснова в книге “Кремлевские дети”, Минск, 1995, с.38 приводит воспоминания Софьи Мушкат, жены главного организатора ВЧК и кровавого палача России Ф.Э.Руфина-Дзержинского, в которых между прочим упоминается и имя Самуила Лазоверта, хорошего товарища и давнего друга этой семьи”.
5. Как писал князь Жевахов, Григорий Ефимович был крестьянином со всеми его достоинствами и недостатками: “Замечательно, какое непостижимое легкомыслие проявило столичное общество при первом же камне, брошенном в Распутина интернационалом, с какой легкостью поверило “разоблачениям” и той клевете, какая распространялась вокруг его имени. С понятием о “Святости” не соединимо, конечно, никакое преступление; но, с точки зрения уголовного кодекса, никаких преступлений за Распутиным не числилось, все сводилось только к проявлениям его мужицкой натуры... Более всех страдал, конечно, епископ Феофан. Призвав к себе Распутина, Владыка потребовал от него объяснения позорящих его слухов, под угрозою разоблачения его в глазах Государя и Императрицы. Распутин, не отдававший себе отчета в том, в чем заключались его “преступления”, исходивший в оценке своего поведения из мужицких точек зрения, не удовлетворил своими объяснениями епископа Феофана, подобно другим уже видевшего в Распутине олицетворение зла”.
В своей работе «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа» В.И.Даль писал: «Есть особый род видений, по сказанию очевидцев, это двойники, т.е. человек видит самого себя, и тут народное поверье наше о домовом, который-де иногда одевается в хозяйское платье, садится на его место и проч., совпадает с распространенным по все Европе, особенно северной, поверьем о двойнике. Иногда видят его также другие люди, но обыкновенно видишь его только сам; для прочих он невидимка. Если двойника застанешь у себя в комнате или вообще если он предшествует человеку, идет наперед, то это означает близкую кончину; если же двойник идет следом за хозяином, то обыкновенно намерен только предостеречь его». (Рус колд. 105).